Внеклассное мероприятие на тему витамины

Внеклассное мероприятие на тему витамины thumbnail

Внеклассное мероприятие: «Витамины – наши друзья»

Цель:

расширение знаний о витаминах и полезных веществах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Задачи:

формировать навыки здорового образа жизни и желания самим заботиться о своем здоровье;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью;

развивать творческие способности у детей, умение работать в группах.

Оборудование: 

компьютер, проектор, экран, презентация, набор картинок.

Ход занятия

Ведущий.

– “Здравствуйте” говорят при встрече, желая здоровья; так и я приветствую вас, дорогие ученики. Здравствуйте! Я желаю вам здоровья! Это самое ценное, что есть у людей, а значит, его надо беречь.

Сегодня мы поговорим о правильном питании. Давайте прочитаем высказывание Гиппократа – древнегреческого врачевателя.

На слайде цитата: (слайд 2)

– Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.

Гиппократ, древнегреческий врачеватель.

– В мире существует много разных королевств, царств и государств. Их настолько много, что обо всех и не вспомнишь сразу. Но сейчас это не так важно, потому что я хочу вас пригласить в одно особое королевство.

Далее учитель читает сказку “История о витаминном королевстве”

Есть на белом свете очень необычное и интересное Витаминное королевство. Никто не может сказать, где заканчиваются его границы, и есть они вообще, так как его обитатели – витамины – живут везде. Витамины отдают много своих сил, чтобы людям было хорошо, чтобы у них ничего не болело, чтобы их настроение всегда было хорошим. В общем, витамины дарят людям жизнь. Слово “витамины” произошло от латинского слова “вита”, что означает жизнь.

Витамины живут очень хорошо. Они всегда в хорошем настроении. Они радуются тому, что помогают людям, ведь помогать – это так здорово! Витамины помогают людям, не требуя ничего взамен. Они очень добрые и бескорыстные и хотят этому научить людей. Эти качества очень важны для жизни. Витамины действуют по принципу: “Делай добро, и оно обязательно к тебе вернется”. Но прекрасную жизнь витаминов омрачает то обстоятельство, что люди забывают об их существовании.

До недавнего времени Витаминным королевством правил папа Витамин. За время его правления люди стали больше знать о витаминах, лучше понимать их значение для своей жизни. Но, как и людям, витаминам свойственно стареть. Пришло время и папе Витамину уйти на пенсию. Он долго думал, кого оставить вместо себя, потому что кандидатур было очень много. Долго папа Витамин думал, но безуспешно. Так и не смог он найти себе преемника. Вот и решил он ребята обратиться за помощью к вам, ребята.

– Вы готовы помочь Витаминному королевству?

– Отправляемся в гости к витаминам, чтобы побольше узнать о них. Тогда вы сможете определить, какой витамин самый важный.

Далее дети смотрят сказку – инсценировку, подготовленную заранее.

Ведущий.

В чистом поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живет?

Хором. Никого, кроме ветра одного.

Ведущий.

Шла картошка с огорода.
Видит, заперты ворота.

Картошка.

Эй, замочек, отвались!
Теремочек, отворись!
Ну и ну! Тишина!
В теремочке я одна.
Здесь уютно и не сыро.
Очень славная картина!

Ведущий.

Только залегла картошка,
Постучали ей в окошко.

Лук.

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живёт?

Картошка.

Я картошка – хорошка.
О себе скажу немножко:
Во мне калий, фосфор, хлор –
Элементы на подбор,
Цинк, глюкоза и крахмал.
Меня ест и стар, и мал.
Я – картошка несравненной красоты.
Знать хочу, а кто же будешь ты?

Лук.

Ну а я – зеленый лук.
Я для всех хороший друг!
Витамины С, В – 6,
Е и Н в достатке есть.
Кто со мною будет дружен,
Тому врач совсем не нужен.
Я – лучок-золочок.
Пусти меня в свой теремок!

Картошка.

Так и быть, пожалуй, в дом,
Здесь мы дружно заживём.

Капуста.

Я – капуста белая,
Вкусная и спелая.
Я на грядке – словно роза.
Я глюкозой и фруктозой,
Витамином С богата.
Кушайте меня, ребята!

Лук.

Заселяйся в этот дом –
Веселее жить втроем.

Ведущий.

Не прошел тут и часок…
Ты гляди – стучит чеснок.

Чеснок.

Я к болезням очень строг.
В – 1. В – 2, В – 6,
Йод, железо во мне есть.
Разрешите здесь пожить!
Буду верно вам служить,
От бактерий сторожить.

Капуста.

Приглашаем, заходи,
Много дел ждет впереди.

Ведущий.

Вот приходит втихомолку
К ним чудесная свеколка.

Свекла.

Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

Овощи (по очереди).

Я – картошка-хорошка.
Я – лучок-золочок.
Я – капуста – одежек густо.
Я – чесночок – усачок.
А кто пришел под теремок?

Свекла.

Посмотрите, я – свеколка.
О себе скажу вам толком:
Для здоровья всем полезна,
Каждый мне, конечно, рад.
Вкусный с чесноком салат,
Борщ, свекольник, винегрет
Подарю вам на обед.

Чеснок.

Заходи, располагайся,
За работу принимайся.

Ведущий.

И пошли дела их ловко.
Кто стучится там?

Морковь.

Я – морковка сладкая.
Выросла на грядке я.
Целый комплекс витаминов
Совмещен во мне одной.
Я горжусь сама собой.
Пейте сок, грызите ловко!
Вот такая я – морковка!

Свекла.

Заходи сюда скорей!
Рады встретить мы друзей!

Ведущий.

Так вот овощи сдружились,
Делать блюда научились.

Овощи (хором).

Знайте: мы у вас на службе.
Оставайтесь с нами в дружбе.
Наш высок авторитет.
Ничего полезней нет!

– О каких витаминах вы узнали из сказки? (Ответы детей)

Ведущий.

Витамины – это пищевые вещества, которые участвуют во многих процессах нашего организма. Благодаря им происходят рост и восстановление клеток и тканей. Когда нам не хватает какого-то витамина, развивается авитаминоз, который может привести к серьезным заболеваниям. Известно 13 незаменимых пищевых веществ – витаминов. Многие из них находятся в овощах и фруктах. (слайд 3)

В 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. «Из этого следует, что в молоке… содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания», — сделал вывод ученый.

Первым выделил витамин в кристаллическом виде польско – американский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».

Ведущий.

Витамин А – витамин роста. У него много полезных функций:

поддерживает работу мозга;

необходим для хорошей работы иммунной системы;

борется с микробами;

защищает от простуды, гриппа, инфекций.

Витамин А содержится в овощах и фруктах желтого и оранжевого цвета.

(слайд 4)

Витамин С укрепляет кости и зубы, он необходим для кожи. Нужен и после выздоровления от болезней.

Большое количество витамина С содержится в продуктах растительного происхождения, например, в цитрусовых, моркови, капусте, зеленых овощах, дыне, персике, абрикосе, хурме. Чемпионы по содержанию витамина С – плоды шиповника и ягоды черной смородины. (слайд 5)

Витамины группы В укрепляют нервную и кровеносную системы человека, помогают пище превратиться в энергию, отвечают за здоровье кожи, волос и ногтей, предохраняют организм от усталости. Но самое главное – витамины группы В помогают детям расти большими и здоровыми.

Витамин В содержится в капусте, кукурузе, горохе, моркови, пшенице, рисе. (слайд 6)

Витамин Д – солнечный витамин. Он образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Если организму не хватает витамина Д, кости становятся мягкими и легко подвергаются искривлению.

Витамина Д много в печени трески, в желтке, в морской рыбе. (слайд 7)

Витамин Е – защищает полезные вещества, которые содержатся в организме, от разрушения. Витамин Е улучшает циркуляцию крови, восстанавливает поврежденные ткани после порезов и ушибов. При нехватке этого витамина может развиться малокровие. Чтобы этого не случилось, нужно есть орехи, крупы, хлеб с отрубями. (слайд 8)

Витамин К– ещё один витамин, который вырабатывает организм. Вы, наверное, не раз замечали, что при порезе пальца кровь сначала течет очень сильно, а через некоторое время останавливается. Этот процесс называется свертыванием крови. Для того чтобы кровь свертывалась, необходим витамин К.

Витамин К содержится в крупах, орехах, шиповнике, яйцах, зеленом чае. (слайд 9)

– Вы многое узнали. Теперь вы можете помочь Витаминному королевству?

Кто из этих овощей
Всех полезней и вкусней?
Кто при всех болезнях
Будет нам полезней? (Ответы детей)

Ведущий.

– Большинство витаминов поступает в организм человека только вместе с пищей. Вот почему овощи и фрукты можно употреблять регулярно. Каждый овощ и фрукт содержит витамины, у каждого своя роль.

Ешьте овощи и фрукты –
Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.
Подружитесь с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть! (слайд 10)

hello_html_mece35b.jpg

1.Круглое, румяное, оно растет на ветке.

Любят его взрослые,  и маленькие детки.

2.Она всё лето зелёного цвета,

А ранней осенью — красная с просинью.

3. Близнецы на тонкой ветке

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад.

Это сладкий …

4. С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин –

Это спелый …

5.Маленькая печка с красными угольками.

6. Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

7. Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его …

8. Две сестры летом зелены,

к осени одна краснеет,  другая чернеет.

9. Далеко на юге где-то

Он растет зимой и летом.

Удивит собою нас толстокожий…

10. Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет …

11. Круглобока, желтолица,

Может с солнышком сравниться.

А душистая какая, мякоть сладкая такая!

Мы поклонники отныне  королевы поля…

12. Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я …

13. Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко. Что же это?

14. Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

15. Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

16. Маленький, горький, луку брат.

17. Золотая голова — велика, тяжела.

Золотая голова — отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

18. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

19. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.

20. Как на нашей грядке выросли загадки.

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

Ответы на кроссворд:

1. Яблоко. 2. Слива. 3. Виноград. 4. Апельсин.  5. Гранат. 6. Груша. 7. Лимон. 8. Смородина. 9. Ананас. 10. Банан.  11. Дыня. 12. Капуста. 13. Репка. 14. Горох. 15. Свекла. 16. Чеснок. 17. Тыква. 18. Картошка. 19. Морковь. 20. Помидоры.

Ведущий.

– Для хорошей работы всех органов человека в его меню ежедневно должны входить витамины. Я сейчас проверю, умеете ли вы, ребята, правильно питаться? Игра называется “Я выбираю…”

Игра “Я выбираю…” (слайды 12, 13)

Если мне придется выбрать изюм или конфету, я выберу…

Если мне придется выбрать торт или яблоки, я выберу…

Если мне придется выбрать компот или лимоны, я выберу…

Если мне придется выбрать черный хлеб или пирожное, я выберу…

Если мне придется выбрать колбасу или отварную рыбу, я выберу…

Если мне придется выбрать свежие персики или консервированный сок, я выберу…

– Молодцы, ребята. Давайте отдохнем.

Физкультминутка. Игра “Вершки и корешки”

– Если мы в пищу употребляем подземные части растений – присесть, если наземные – встать, руки поднять вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква).

Ведущий.

Задание “Составь меню на день” (слайд 14)

Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть!

Ведущий.

– Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам необходимо составить правильный рацион питания на день (завтрак, обед или ужин). У каждой группы на столе лежит карточка с набором продуктов. Ваша задача выбрать только полезные продукты. Нарисовать их или написать меню.

Далее дети работают в командах. Затем представители команд рассказывают о рационе питания, который составили. Идет обсуждение правильности составления рациона питания.

Ведущий.

– Молодцы, ребята. Теперь вы будете лучше разбираться в полезных продуктах и оставаться здоровыми.

– Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть, 
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Витамины – просто чудо!
Сколько радости несут,
Все болезни, все простуды
Перед ними упадут.
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие.

Нехватка витаминов:

• В – болит живот, мышечные боли, слабость в конечностях

• С и D – выпадают зубы

• А – ухудшается зрение, шелушение кожи

• С – часто простужается, повышается хрупкость стенок сосудов

• К – плохо свёртывается кровь

Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)

На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину.

В здоровом теле (здоровый дух)

Голову держи в холоде (а ноги в тепле)

Заболел живот, держи (закрытым рот)

Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)

Землю сушит зной, человека (болезни)

К слабому и болезнь (пристает)

Любящий чистоту (будет здоровым)

Кто курит табак (тот сам себе враг).

Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.

Что же мешает человеку быть здоровым?

(вредные привычки, малоподвижный образ жизни, плохая экология, неправильное питание…)

Продуктовая корзина (слайд 17)

Ведущий.

– Чтобы подвести итог нашему занятию, давайте все вместе соберем корзину правильных и полезных продуктов.

Дети выбирают из предложенного многообразия продуктов только правильные и полезные и обосновывают свой выбор.

Викторина “Витамины”

Назовите продукты питания, которые содержат витамины.

Кто придумал слово “витамин”? (Польско — американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” — и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин.

Какие витамины вы знаете?

Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться).

Какие витамины продают в аптеках?

Ведущий.

Я прошу Вас в заключенье:

Оцените всё значенье

Пищевого рациона как важнейшего закона.

Современный ученик, будь он мал или велик,

В пище толк обязан знать,

То что ест – всё понимать.

Чтобы вырасти здоровым,

Энергичным и толковым,

Витамины – каждый день!

Источник

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngЗадачи урока:

1. Образовательные.

  • Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;

  • сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество

  • определённых витаминов;

2.Развивающие. Продолжить:

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;

  • развитие умений применять полученные знания на практике;

  • определять личностную значимость темы для каждого ученика.

3. Воспитательные.

  • Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и приёмы:

  • Словесный – индивидуальные сообщения учащихся.

  • Проблемный – почему надо соблюдать норму в употреблении витаминов?

  • Репродуктивный – рассказ учителя с элементами беседы.

  • Наглядный – эвристическая беседа с использованием таблиц, выставки витаминов, иллюстраций (презентация).

  • Дедуктивный – на примере изложения и исследования темы к частному –

  • личностная значимость для каждого ученика.

Основные понятия:

Витамины, авитаминоз, моновитамины, поливитамины, жирорастворимые,

водорастворимые, цинга, бери- бери, рахит.

Оборудование: интерактивная доска (презентация)

Маршрутные карты (на каждом столе).

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

1.1.Знакомство с основными целями урока
1.2.Форма проведения. Оценочная шкала
1.3. Актуализация знаний. (3мин).

Вопросы классу:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок путешествие в страну «Витамины». Неслучайно именно в эту страну, ведь ни для кого не секрет, что именно весной у людей чаще всего наблюдается утомляемость, недомогание и резко выражены различные формы заболеваний. Поэтому цель нашего путешествия — узнать о витаминах полезную информацию и применять полученные знания на практике. Сегодня вы собрались в команды: 5 «А», 5 «Б», 5 «Г», 5 «Д» классы. Вы работаете в команде сообща. Правильность ваших ответов будет судить экспертное жюри. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Удачи!!!

Итак, нам предстоит совершить путешествие на поезде “Здоровье” по следующим

станциям: “Научно- исследовательский институт”, “Фармацевт”, “Диетолог”

Для возвращения из путешествия, вам необходимо в конце прослушивания сообщений ребят и просмотра презентаций, ответить на вопросы маршрутной карты.

II. Изучение темы “Витамины” (17 мин)

Станция № 1 “Научно- исследовательский институт”

Прослушивание сообщения учащегося: “История открытия витаминов”

1.2. Прослушивание сообщений учащихся о витаминах С, В. А, Е, D-  5 учащихся.

Примерный план сообщений:

  1. Значение витаминов для организма.

  2. Последствия авитаминоза.

  3. Последствия передозировки организма витамином.

  4. Продукты, содержащие данный витамин.

ИКТ — Показ презентации “Витамины”.

Учащиеся разгадывают интерактивный кроссворд

Фруктовая станция.

— Ребята, фрукты приготовили для вас задание. Но сначала давайте подумаем, как отличить фрукты от овощей? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи – в огороде. Фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи – нет, хотя сладковатая морковь – овощ.)

— Фрукты приготовили для вас кроссворд. Давайте вместе его разгадаем.

hello_html_m350f385.png

  1. Ягода известная
    Прозрачная, полезная
    Этой ягоде я рад,
    Это вкусный… (Виноград)

  2. Младший брат апельсина (Мандарин)

  3. Маленькая печка с красными угольками (Гранат)

  4. Какой плод человеческим именем величается? (Груша)

  5. Яркий, кислый, налитой,
    Весь в обложке золотой (Лимон)

  6. Желтый, круглый, ты откуда?
    Прямо с солнечного юга.
    Сам на солнышко похож.
    Можешь съесть меня, но только
    Раздели сперва на дольки.
    Как меня ты назовешь? (Апельсин)

  7. Диковинка заморская
    С зеленым хохолком.
    Не растет у нас
    Полезный… (Ананас)

  8. Как назвать это все одним словом? (Фрукты)

Дети вписывают слова и получают слово «ВИТАМИНЫ».

— Как вы думаете, почему появилось это слово?

— Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Витамины – это вещества, которые содержатся в овощах, фруктах: они полезны для организма человека. Без витаминов человек болеет.

Станция № 2 “Фармацевт”.

2.1 Сообщение “Как правильно принимать витамины” 1 ученик

Станция № 3”Косметолог”

3.1 Сообщение “Кремы. Что значит каждый витамин для кожи” 1 ученик

Станция № 4Диетолог

“Рациональное использование витаминов”. Задействован весь класс

 III. Выходной контроль. ( 15 мин)

Возвращение из путешествия.

Работа с маршрутной картой. Задействован весь класс.

Ответить на поставленные вопросы в карте. Сделать вывод:

Витамины – биологически активные вещества, которые являются обязательным участниками обменных процессов в организме. При их недостатке возникают болезненные состояния – авитаминозы.

При подведении итогов выделить наиболее активных учащихся и команд.

V.  Рефлексия: (3мин).

1. Подведение итогов
2 Личностная значимость темы для каждого ученика:

Витамины полезны для каждого человека, но употреблять их нужно в меру, чтобы не навредить организму.

МАРШРУТНАЯ КАРТА

к уроку — путешествия в страну « ВИТАМИНЫ»

Витаминами (вита – жизнь (латин), амины (греч.) вещества, содержащие азот- называют группу биологически активных органических веществ, различной химической природы, поступающих в организм с пищей растительного и животного происхождения.

Н.И. Лунин в 1880г-русский учёный впервые обнаружил наличие в пище соединений позже названных витаминами.

Казимеж Функ – польский учёный (1912 г ) — дал название “витамины”. Путешествуя по станциям,(кратко, после прослушивания) последовательно заполняем таблицу.

Сведения о витаминах.

Название

витамина

Роль

в организме

В каких продуктах

содержится

Авитаминозы

После путешествуя по станциям, нужно ответить на следующие вопросы – закрепления:

Станция” Научно-исследовательский институт”

1.Какой учёный впервые обнаружил витамины?
2. На какие две группы по их свойствам можно поделить витамины?
3. Что такое авитаминоз?
4. Какие продукты растительного, или животного происхождения наиболее богаты витаминами?
5. Что такое поливитамины?

* Почему мореплаватели наиболее часто страдали от авитаминоза и даже погибали , но некоторые в силу каких-то обстоятельств даже и не заболевали ? Каких?

Станция “ Фармацевт”

1.Почему для организма так необходимо присутствие витаминов, откуда они поступают в организм?

2. Какие нарушения возникают в организме при недостатке:

а) витамина А? Какие продукты богаты этим витамином?
б) скажите, какой витамин обеспечивает нормальный белковый обмен и предохраняет от паралича ног?
в) действие солнечных лучей помогает выработать витамин, какой ?

* Если зимой вы надолго оказались в экстремальной ситуации, находясь в лесу, как вам избежать цинги ?

Станция “Косметолог”

1.Если вам предложат комплекс различных витаминов, какие выберите вы, чтобы избежать увядания кожи?

* Знаменитая мадам Виардо каждое утро съедала горсть проросших зёрен пшеницы и оставалась до самой смерти молодой. Интересно, почему ?

Станция “Диетолог”

1.В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его кушать:

а)в свежем виде ; б) замороженном ; в) консервированном.

2. Чем зимой на севере можно компенсировать отсутствие солнечных лучей? (овощами; яичным желтком; лимоном) ?

3. В каких случаях витамины могут разрушаться?

* Откуда эскимосы получают необходимые витамины: ( из рыбы; рыбьего жира; мяса оленей) ?

* В каком продукте питания содержится наибольшее разнообразие витаминов?
(в хлебе, свежей капусте, печени, молоке)?

Определите для себя личностную значимость этой темы.

Источник