Витамины в нашей жизни и в детском саду

Светлана Жукова
Открытое занятие для детей подготовительной группы «Витамины в нашей жизни»

Образовательная область Познание

(развитие познавательно-исследовательской деятельности)

Открытое занятие «Витамины в нашей жизни

Для детей подготовительной группы

Интегрированные цели:

Образовательные:

•Заложить основы здорового питания: дать знания о витаминной ценности овощей, соков, фруктов, их влияние на состояние здоровья.

• Познакомить с витамином С, который входит в состав фруктов.

• Уточнить знания детей о полезных свойствах лимона.

Развивающие

• развивать познавательный интерес, мыслительную активность, внимание, память.

Воспитательные

• воспитывать сознательную установку на здоровый образ жизни. Желание заботиться о своём здоровье.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Материал и оборудование: макет «Солнышко-витамин С», шапочки витаминов, корзина с фруктами, пробирки, раствор крахмала и йода, пипетки, карта-схема для фиксирования эксперимента, кусочки фруктов, лимоны, весы, емкость с водой, очищенный лимон, лимон порезанный на дольки, чай.

Содержание организованной деятельности детей:

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.

А теперь сделаем круг:

За руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся.

Здравствуй, Саша! Здравствуй, Маша!

Здравствуй, Илья! Здравствуй, Никита!

(Дети здороваются друг с другом).

Рада видеть Вас, друзья!

Здоровья на долгие годы желаю Вам я!

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Что такое здоровье? (Ответы детей: когда человек не болеет, он веселый, жизнерадостный, сильный, бодрый, энергичный и т. д.)

Совершенно верно! Здоровье — это самое главное в жизни. Если человек часто болеет, он не может нормально учиться и работать, у него плохое настроение, он мало успевает сделать. Какие пословицы о здоровье вы знаете?

«Было бы здоровье — остальное наживешь».

«Самое большое богатство – здоровье».

«Без здоровья нет счастья».

Воспитатель: Дети, как можно укрепить свое здоровье? (Ответы детей: правильно питаться, закаляться, заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены). Все верно! Конечно же, чтобы быть здоровым нужно употреблять в пищу витамины.

Давайте вспомним, что такое витамины.

Вита — это жизнь. Витамины это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими, здоровыми. И растения и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек делать этого не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей.

Давайте вспомним, какие бывают витамины (выходят дети, одетые в костюм определенного витамина).

Витамин А: если вы хотите быстро расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я – витамин А.

Витамин А ты потребляй,где он есть запоминай: морковь, помидор, щавель и салат. Для роста детей, сей набор так богат. Кушай это все скорей -подрастай теперь быстрей.

Витамин В: Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я – витамин В.

В масле, мясе, яйце – витамин В найдешь везде.

В хлебе, гречке и овсянке он уж точно есть, ребятки.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку

Черный хлеб полезен вам

И не только по утрам.

Витамин С: Если вы хотите реже простужаться, бодрым быть, быстро бегать и за столом не клевать, нужно в пищу витамин С употреблять.

В апельсинах и лимонах, в луке, перце, помидоре, витамин С ты найдешь, если это есть начнешь. А вот в ягодах кислющих и капусте, что хрустит, витамина очень много и не скажешь ведь на вид.

От простуды и ангины

Помогают апельсины

Ну а лучше есть лимон

Хоть и очень кислый он.

Витамин Д: Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него кости человека становятся мягкими и хрупкими. Этот витамин содержится в молоке, рыбе и твороге.

Рыбий жир всего полезней

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней

Без болезней лучше жить.

Воспитатель: Ребята, а где содержатся витамины? (в овощах, соках, во фруктах).

Ребята, а какой витамин помогает нам укреплять иммунитет? (что такое иммунитет — это устойчивость нашего организма к болезням) -Витамин С.

А где содержится витамин С?

(ответы детей)

Витамин С как солнышко, очень нужен нашему организму. Посмотрите какое у меня «Солнышко – это витамин С», но что же не хватает нашему солнышку? (лучей). А вот чтобы наш витамин засиял как солнце, мы будем прикреплять к нему лучи.

Чтобы получить первый луч нужно выполнить такое задание: на столе лежат картинки с овощами, выберите те, в которых как мы с вами экспериментально доказали, содержится витамин С (ребенок выполняет задание). Мы выяснили, что он содержится в луке, чесноке, капусте и небольшое содержание витамина С в картофеле (прикрепляем лучик).

Ребята, а как вы думаете, в каком овоще содержится больше витамина С? (ответы детей). А давайте дадим слово Илье, он вместе с мамой попытался это выяснить.

Выступление ребенка.

Значит витамин С содержится в овощах (прикрепляем первый луч). Но больше всего витамина С в луке (прикрепляем второй луч).

Чтобы получить следующий луч, нужно вспомнить как мы опытным путем определили в каких соках содержится витамин С? (ответы детей: в соке томатном и апельсиновом содержится много витамина С, а в яблочном соке его очень мало).

А еще мы с вами сравнивали, апельсиновый сок, купленный в магазине и свежевыжатый апельсиновый сок, где больше витамина С? (ответы детей).

Значит витамин С содержится в соках, но все-таки больше витамина С в свежевыжатом соке (прикрепляем лучик).

Физминутка

Будем мы варить компот (Маршировать на месте).

Фруктов нужно много- вот (Показать руками — «много»).

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок).

Варим, варим мы компот, (Повернуться вокруг себя).

Угостим честной народ. (Наклониться вперёд и развести руки в стороны).

Постановка проблемы: Сегодня мы с вами постараемся определить, содержится ли витамин С во фруктах. Отправляемся в нашу лабораторию.

Ребята, посмотрите, стоит корзина, а чтобы узнать, что там лежит,нужно отгадать загадки:

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь — гладко,

А откусишь – сладко! (яблоко)

Правильно, это яблоко. Яблоки — самый ценный фрукт. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями

Этот плод продолговатый,

Витаминами богатый,

Его варят, его сушат,

Называется он (грушей)

В грушах много витаминов. Народ называет грушу «золотым деревом». Ведь плоды груши не только вкусные, но и очень полезные.

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа,

А под кожей – дольки,

Посчитаем, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим! (апельсин)

В апельсине тоже есть вкусные и полезные витамины.

Хоть и очень кислый он,

В чай, положим, мы …. (лимон)

Лимон богат витаминами, которые повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа. А бороться с простудой помогает витамин «С».

Ребята, а давайте проверим во всех ли фруктах есть витамин С?

Техника безопасности при проведении опытов.

1. Ничего не трогать без разрешения воспитателя.

2. Ничего не пробовать на вкус.

3. Нельзя смешивать вещества без разрешения воспитателя.

4. Нельзя встряхивать пробирку, затыкая горлышко пальцем.

5. Нюхать вещества осторожно, направляя ладошкой воздух к носу.

Определение содержания витамина С в фруктах.

1.Взять фрукты: апельсин, лимон, яблоко, грушу.

2. Приготовить вытяжки их этих продуктов (готовятся заранее).

3. Готовые вытяжки фруктов налить в пронумерованные пробирки (или пробирки с наклейками).

4. Провести эксперимент на наличие содержания витамина С.

Витамин С (аскорбиновая кислота) может обесцвечивать раствор йода, т. е. окисляет его. Поэтому в каждую пробирку будем капать по капле йода, если раствор сначала окрасился, а потом окраска обесцветилась, значит, витамин С есть. А если окраска не исчезает, значит витамина С нет. Но мы еще должны подсчитать, сколько капель йода мы капнем в каждую пробирку, чтобы сравнить, где больше витамина (дети заполняют таблицу, которая у каждого лежит на столе).

5. Сделать вывод.

Витамин С содержится во фруктах (прикрепляем луч)

Но больше всего витамина С содержится в лимоне.

(прикрепляем луч)

Посмотрите как засиял наш витамин С, как солнце. Давайте еще раз повторим, глядя на наше солнце, где содержится витамин С?

Дети садятся на стульчики.

А теперь немного поиграем.

Упражнение «Вкусы»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Воспитатель. Расскажи Саша, что ты съела и какого оно вкуса? …

Молодцы! Мы убедились, что у каждого фрукта свой вкус.

Мы с вами убедились, что больше всего витамина С в лимоне. Давайте посмотрим на лимон (детям раздаются лимоны).

Родина лимона Индия. Поэтому лимоны назвали – индийские яблоки. И жевались они просто так, несмотря на то, что ужасно кислые. Лимон — небольшое, высотой 3—7 м вечнозеленое дерево семейства рутовых с колючими ветками. Цветки лимона — ярко-белые с фиолетовым венчиком, плоды — яйцевидной формы, с желтой кожурой, кислой сочной мякотью, разделенной на 8—10 долей.

Лимоны обладают бактерицидными свойствами и убивают вредные бактерии. Созревший плод может оставаться на растении до двух лет, меняя окраску на зеленую, а затем снова становится желтым. (презентация).

Воспитатель. Давайте осмотрим лимон. Какая форма у лимона?

Дети. Овальная.

Воспитатель. Какой у него носик?

Дети. Острый.

Воспитатель. Ощупайте и погладьте лимон. Что можно сказать о его поверхности?

Дети. Блестящая, шероховатая, прохладная.

Воспитатель. Какой по цвету лимон?

Дети. Жёлтый.

Воспитатель. Давайте определим, имеет ли лимон запах?

Дети нюхают лимон.

Дети. Приятный, свежий.

Воспитатель. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лучше почувствовать запах лимона?

Дети. Разрезать ножом (воспитатель раздает дольки лимона, дети определяют запах).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой лимон тяжелее, очищенный или в кожуре? (ответы детей). А давайте проверим.

Проведем эксперимент:для этого нам понадобятся: весы, емкость с водой и два лимона (один очищенный, второй в кожуре) .

-Весы нужны для того, чтобы измерить массу, а в чем измеряется масса или вес предмета?

-Как вы думаете, неочищенный лимон тяжелее или легче очищенного?

-Давайте их взвесим.

-А теперь положим оба лимона в емкость с водой.

-Что произошло? (очищенный лимон утонул)

Вот это да, может мы неправильно взвесили?

-В чем же секрет? (секрет в кожуре)

-Рассмотрим лимон повнимательнее через ЗD микроскоп. Что вы видите? (в кожуре ямочки)

-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом.

Вывод: именно пузырьки с воздухом, которые находятся в кожуре фрукта, держат лимон на плаву.

А теперь давайте поиграем в куб. На каждой грани вопрос на него нужно ответить (ребенок бросает куб, на выпавшей грани воспитатель зачитывает вопрос, ребенок отвечает).

Рефлексия.

1. Какой вкус имеет лимон? (кислый)

2. Как называется Родина лимона? (Индия)

3. Что можно приготовить из лимона? (Лимонад)

4. Для чего надо кушать лимоны? (для здоровья)

5. каким витамином богат лимон? (витамином С)

6. Где можно использовать лимон?

Воспитатель: Вы правильно ответили, что лимон можно пить с чаем, давайте подойдем к столу и попробуем этот витаминный напиток.

Лимон нужно класть в теплый чай, для того, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины, потому что при высокой температуре (если чай горячий) все полезные вещества разрушаются.

А ещё лимон добавляют в кондитерские изделия, лекарственные препараты, соки, напитки. Лимон — это незаменимый продукт на кухне. О его волшебных свойствах мы с вами узнаем на следующем занятии.

Воспитатель: Ребята, давайте наших гостей угостим чаем с лимоном, пусть набираются сил и витаминов (угощают гостей чаем с лимоном).

Вот и подошло к концу наше занятие, и я хочу подарить вам самый богатый витамином С фрукт – это? (лимон).

Давайте скажем нашим гостям до свидания!

Источник

Ирина Заболотнева
Конспект занятия «Витамины в нашей жизни» в старшей группе

Конспект

интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию

старшая группа

«Витамины в нашей жизни«

Выполнила:

Воспитатель

МОУ детский сад №14

Заболотнева Ирина Викторовна

Интеграция образовательных областей:

социально коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно эстетическое развитие;

физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Методические приемы:

сюрпризный момент,

беседа,

музыкальное сопровождение,

дидактическая игра,

пальчиковая игра,

объяснение,

рефлексия,

показ презентации.

Цель: воспитывать стремление заботится о своем здоровье.

Задачи: Познакомить детей с понятием «витамины», рассказать о витаминах А, С, Д, Е, воспитывать стремление заботится о своем здоровье, формировать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него; закреплять умение закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении); развивать воображение и самостоятельность; учить доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: презентация «Витамины в нашей жизни», листы белой бумаги, расчерченные на 4 части, простые карандаши, наборы цветных карандашей, музыкальное сопровождение, наглядное пособие.

Предварительное домашнее задание: выучить загадку, стишок о полезных продуктах.

Содержание

1. Организационный момент.

На полке письмо.

Воспитатель: «Ребята, смотрите, к нам письмо пришло! Садитесь скорее за столы, будем сейчас его читать!»

— Здесь написано: «Посылка». Какая посылка, непонятно. Вы ничего такого не видите? А, вот она! (Берет в руки коробку, рассматривает).

— Подписано: «Витамины».

А вы знаете, что такое «витамины (Ответы детей)

Витамины – это полезные вещества, которые содержаться в продуктах питания, т. е. в продуктах, которые мы едим. И сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми из них. (Презентация).

Витамины называются буквами латинского алфавита

1). Нужен для хорошего зрения Витамин А. Он есть в жёлтых, красных и зелёных овощах и фруктах, а также во многих ягодах и травах, рыбьем жире, сыре, сливочном масле, желтках яиц, молоке, кисломолочных продуктах.

2). Нужен для сопротивляемости болезням витамин С. Этот витамин можно обнаружить во многих плодах и зеленых растениях, например, много этого витамина содержится в облепихе, рябине, чёрной смородине, лимоне, изюме, апельсине, шиповнике.

3). Витамин роста – витамин Д. Его можно найти в рыбе, молоке, печени, желтке. А также он образуется в организме человека под действием солнечных лучей.

4). Витамин красоты – витамин Е, а также нужен для хорошей работы нашего сердца. Много в зерна злаков, растительных маслах, орехах, семечках, шпинате и брокколи.

— Ребята, а еще я знаю загадки о полезных,витаминных продуктах:

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет. Это лук. Он содержит витамины А и С.

А вы знаете загадки или стишки про полезные овощи, фрукты и другие продукты?

(Дети рассказывают).

— Какие вы все молодцы, такие интересные загадки и стишки знаете!

— Ой! А про посылку-то мы совсем и забыли! (Берет коробку в руки). А как вы думаете, что здесь может находится? (Ответы детей). Это связано с нашей темой, про что мы сегодня говорили. А теперь давайте посмотрим, чей ответ был ближе к правильному.

(Достает по очереди продукты).

— Что это? Правильно, мандарин. Как вы думаете, какие витамины в нем есть? (Ответы) и т. д.

— Какие вы молодцы, ребята, так много знаете, хорошо отвечаете.А теперь давайте с вами поиграем:

Мы капусту рубим, рубим, рубим, рубим, рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем, трем, трем, трем, трем.

Мы капусту солим, солим, солим, солим, солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем, жмем, жмем, жмем, жмем.

В баночки кладем, кладем, кладем, кладем, кладем, кладем.

Вы ребята, молодцы. Мы с вами поиграли, про витамины узнали. А теперь давайте составим с вами витаминную карту, чтобы вы вечером могли рассказать своим родителям о витаминах.

I. Рисование.

1. Предложить детям положить перед собой листы бумаги, на которых нанесена разметка и подписаны названия витаминов; взять простые карандаши.

— Ребятки, посмотрите, здесь есть четыре раздела. В этой части мы нарисуем продукты, где можно найти витамин А, в следующей – витамин С и т. д.

Сначала мы будем использовать простой карандаш. Расскажите, как мы будет рисовать простым карандашом? (Ответы). Правильно. Для начала мы нарисуем контур, на карандашик нажимать нужно легко, чтобы наши линии рисунка были еле заметны, закрашивать не надо. (Музыкальное сопровождение).

Когда основные детали рисунка, будут нарисованы, предложить детям взять цветные карандаши и раскрасить.

Напомнить, что накладывать штрихи надо в одном направлении, не выходя за контур, равномерно, без просветов. Поощрять использование разных цветов.

2. Порадоваться вместе с детьми красивым рисункам.

II. Рефлексия.

— Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали (Ответы)

— Где можно найти витамины?

— Для чего они нужны?

— Что мы сегодня рисовали?

— Что больше всего понравилось?

В следующий раз будет много полезного и интересного!

III. Привести в порядок рабочие места.

Источник

Витамины в жизни ребенка.

Все родители мечтают о том, чтобы их любимый малыш рос здоровым, умным, красивым и полноценным. Без участия витаминов не обходится ни один важный процесс в организме ребенка, именно в этот период жизни организм расходует их в самых больших количествах. Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

        Витамин А        

Витамин А необходим организму ребенка для нормальной работы иммунной системы, он помогает легче переносить такие заболевания, как корь и ветряная оспа. Он необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура — особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.

При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержка роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А.  Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.

Витамин В2

Среди витаминов группы В, самым важным для растущего организма малыша, является витамин В2 (рибофлавин). Он обеспечивает организм энергией, здоровой кожей, хорошим зрением, а также обеспечивает полноценную работу нервной системы.

Плохой аппетит ребенка, так часто принимаемый родителями за капризы, тоже может быть сигналом о дефиците витамина В2. Большое количество данного витамина содержится в мясе, рыбе, яичном белке, крупах (гречневая и овсяная) и молочных продуктах (сыр, молоко, йогурт, творог).

При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).

Витамин С

О важной роли этого элемента в организме человека знают многие. В первую очередь, он поддерживает работу иммунной системы, повышает устойчивость организма к инфекциям, помогает усваиваться железу. Недостаток данного витамина заметно снижает иммунитет ребенка, что приводит к частым и тяжелым респираторным заболеваниям, а также к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Основные продукты, содержащие витамин С – это фрукты и овощи. Самые ценные и доступные для детей это – шиповник, черная смородина, сладкий перец, яблоки, лимоны, шпинат. К сведению, в 100 граммах сушеных плодов шиповника содержится до 1500 мг витамина С, поэтому настой из них применяют для профилактики авитаминоза у детей и взрослых.

Картофель и капуста – менее ценные по содержанию витамина С, но зато наиболее часто употребляемые продукты. Полезно употреблять овощи и фрукты в сыром виде, так как витамин С не переносит нагревания и теряет половину своей ценности.

Витамин D

Очень важный элемент для малыша. С его помощью организм усваивает кальций и откладывает его в формирующихся косточках, также витамин D участвует в развитии иммунной системы ребенка. Этот витамин вырабатывается нашей кожей под действием ультрафиолетовых лучей солнечного света.

При его дефиците у малыша может развиться рахит (обычно этим заболеванием страдают дети до трех лет), который проявляется на ранних стадиях повышенной потливостью, раздражительностью, плаксивостью, беспокойным сном, выпадением волос на затылке; нарушается рост костей и искривляется скелет – на более поздних стадиях развития заболевания. Дети с диагнозом рахит начинают отставать и в умственном развитии. Также необходимо вводить в рацион ребенка продукты, богатые витамином D: масло, яйца, печень рыбы, рыбий жир, икру, петрушку.

Это основные витамины, которые наиболее необходимы организму в период быстрого развития. Они отвечают за нормальный рост ребенка, защищают его от инфекций и обеспечивают полноценное умственное развитие. Первые годы жизни – это первый кирпичик в укреплении здоровья ребенка, в развитии его умственного и физического потенциала.

Источник