Витамины что это как объяснить детям

Надежда Олиферова
Беседа с детьми подготовительной группы «О пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?»

Доброго времени суток, уважаемые маамовцы! Как долго я отсутствовала, но вот появился новый материал и я здесь. Спешу поделиться с вами беседой с дошкольниками, о пользе витаминов, и для чего они нужны человеку?. Тема важная и полезная!

Цель: дать детям знания о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, В, С, D, Е» и продукты, в которых они содержатся. Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.

Материал: картинки продуктов питания для игры «Где ты, витаминка?», корзинки с фруктами и овощами.

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы поговорим о пользе витаминов, и о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)А почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов) Правильно! А как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью) Совершенно верно! Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов.

Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Если мы не будем получать витамины, то даже самый здоровый человек станет слабеть, у него начнут портиться зубы, станут выпадать волосы и ухудшится зрение. Он всегда будет чувствовать себя усталым, начнет чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение.

Все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся?

И так, первый витамин А – был назван витамином роста, но его роль в организме ограничивается не только этим. Отсутствие витамина А вызывает заболевание глаз. Эта болезнь проявляется в том, что человек, который хорошо видит днем, в сумерки видит плохо, а в темноте почти полностью теряет зрение. Также наша кожа из-за нехватки витамина А теряет свою эластичность, становится шершавой. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Прежде всего витамин А содержится в сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбе. Также в овощах и фруктах: морковь, лук тыква, шпинат, листьях салата, помидорах и абрикосе.

Второй витамин В – при недостатке этого витамина нарушается трудовая способность человека, так же нарушается работа пищеварения. Мы быстро устаем, не можем сосредоточить внимание на важном деле. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, гречневая и ячневая каши. Много витамина В и в мясе.

Физминутка

«Обжора»

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Третий это витамин С – он способствует потреблению кислорода клетками нашего тела. Если в пище недостаточно витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль и кровоточат десна. Витамин С содержится в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в зеленом луке, черной смородине, в ягодах шиповника. В свежей и кислой капусте, томатах, редьке и репе, картофеле. Много витамина С в лимонах и апельсинах.

Четвертый витамин D – если этого витамина будет недостаточно, то организм человека станет плохо усваивать кальций и фосфор, кости станут слабыми, будут размягчаться и искривляться. Витамин D встречается в таких продуктах как: рыба, печень, сливочное масло, яичный желток, молоко. Так же витамин D содержится в лучах солнца, значит, нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультрафиолетовые лучи.

И наконец пятый витамин Е – против старения. Из-за нехватки этого витамина происходит нарушение координации движений, быстрая усталость, вялость, ухудшается зрение, человек выглядит бледным и болезненным. В каких же продуктах содержится витамин Е? Растительное масло, орехи, молоко и молочные продукты, листья салата и зелень петрушки, бобы, помидоры шиповник, белокочанная капуста.

Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела.

А теперь, давайте поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и узнаем, как вы запомнили, какие продукты относятся к каким витаминам. (Игра проводится на ковре. Педагог показывает или называет витамин, дети выбирают, какие продукты образуют данный витамин).

Игра «Где ты, витаминка?»

Воспитатель: — Ребята, что нового мы сегодня узнали? С какими витаминами познакомились, назовите их (А, В, С, D, E). Для чего нужны витамины? Через что мы их получаем?

Молодцы! Вы отлично все запомнили!

Литература: «Детское питание» книга о том, как правильно кормить ребенка, что бы вырастить его здоровым и крепким. Москва 1958г. [/i]

Источник

Лилия Миронова
Конспект занятия «Витамины и их значение в жизни человека»

«Витамины и их значение в жизни человека«

Тема: Витамины и их значение в жизни человека.

Цель: познакомить детей с понятием “витамины”, сформировать у них представление о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержаться витамины, воспитать у детей культуру питания, чувство сопереживания, желание придти на помощь.

Оборудование и материалы к занятию: магнитофон, “живые” витаминки, муляжи продуктов питания, мольберт, указка, фишки

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. Молодцы! А с каким настроением вы пришли сегодня на занятия?

Ответы: С хорошим, весёлым.

– Покажите мне ваше хорошее настроение. А теперь посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня, подойдите к ним, поздоровайтесь и поделитесь с ними хорошим настроением.

Дети подходят здороваться

– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие (раздаётся стук в дверь, воспитатель выходит за дверь и возвращается с конвертом, на котором изображен Дед Мороз. Показывает конверт детям.

– Как вы думаете, кто прислал нам письмо?

– Дед Мороз, наверное?

– Это не простое, а говорящие письмо, давайте послушаем.

Воспитатель ставит кассету, и все слушают послание Деда Мороза.

“Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Решил обратиться к вам с просьбой,

Может быть, вы сможете мне помочь, Скоро праздник Новый год, а у меня беда случилась – заболела у меня внучка моя, Снегурочка. Не ест, не пьёт. Песенки не поёт. Не радует её ни мороженное, ни пирожное, ни сосульки ледяные, ни льдинки цветные. А я хоть и старый а чем лечить её – не знаю. А вы, смотрите все такие красивые, здоровенькие, и щёчки у вас розовенькие, наверное, секрет какой – то знаете. Поделитесь с дедушкой, научите, как Снегурочку величать”.

– Да ребята, очень грустную историю рассказал нам дед Мороз. А как вы считаете, сможем ли мы помочь вылечить Снегурочку?

Ответы детей.

Ребята нам всем нужно очень постараться, чтобы помочь Снегурочке, потому что скоро праздник, а какой же праздник новогодний без Деда Мороза и Снегурочки.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в удивительную страну, которая называется Витаминия. Если вы друзья Снегурочки и хотите ей помочь, будти очень внимательными, постарайтесь побольше узнать и запомнить, эти знания пригодятся вам, чтобы помочь вылечить Снегурочку.

Витаминия – волшебная страна и попадем мы туда на волшебном ковре самолёте.

– Усаживайтесь поудобнее, и приготовитесь к полёту. Расслабьтесь, закройте глаза и мы полетим. Приятно греет солнышко, ветерок обдувает наши лица. Мы летим. И пока мы летим, я расскажу вам, что такое витаминные и для чего они не обходимы человеку.

Витамины – это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. И растения, и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей. Очень много витаминах содержится во фруктах и овощах, а так же в других продуктах питания, которыми питаются люди. И если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеет, теряет аппетит и плохо растёт

Посмотрите на эту симпатичную витаминку. Это витамин А-витамин роста и зрения. Я вам сейчас загадаю загадку. А вы её отгадаете и узнаете продукт, в котором очень много витамина А.

Загадка:

Сидит девица в темницы.

А коса на улице (морковка).

Дети отгадывают, воспитатель выставляет на мольберт морковь и предлагает детям рассказать, что они знают о моркови.

Рассказ ребёнка о моркови по схеме. Да, морковь очень полезный овощ.

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт.

– А теперь возьмите картинки. Переверните их и назовите продукты, в которых много витамина А, и запомните, что тот кто ест эти продукты – быстро растет и хорошо видит.

Дети выставляют картинки: масло сливочное, сыр, печень, помидор, вишня, яблоко (красное, персик, абрикос.

– А вот здесь живут витамины группы В. Они очень важны для работы головного мозга и всего организма. ВитаминВ есть в различных крупах: горохе, гречке, овсянке, а так же сыре, рыбе, чёрном хлебе.

Подойдите к карточкам, внимательно рассмотрите и выставите те в которых Витами В не содержаться, выставите их все на мольберт.

– Назовите продукты, в которых много витамина В.

Физкультминутка: “Считалочка”.

А теперь подойдите и познакомимся с витаминами группы С. Эти витамины защищают организм от различных болезней, укрепляют кровеносные сосуды.

Витамина С очень много во всех овощах, фруктах и ягодах. Ну а больше витамина с в ягодах чёрной смородины, плода шиповника, лимона, апельсинах, квашеной капуте, чесноке и луке.

А про лук даже поговорка есть:

“Лук – здоровья друг”.

– Кто может объяснить значение это поговорки?

А теперь давайте соберём “Витаминную корзинку” – в корзинку класть только те продукты, в состав которых вход витамин С.

Наше путешествие по стране Витаминия продолжается. Сейчас мы познакомимся с витамином Д. Витамин не обходим для наших костей, чтоб они были крепкими. И находится эти витамины в продуктах не растительного, а животного происхождения. Это мясо, печень, яйца, сливочное масло, творог.

– Ребята, сейчас каждый выберите себе пару, подойдите к столам, рассмотрите листы,

Каждая пара берт 1 лист и соединяет букву Д с продуктами, в которых есть витамин Д.

Дети выполняют задания, проверка.

– Количество поступающих витаминов в наш организм зависит от времени года. Ребята, как вы считаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего?

Ответы детей: летом, осенью.

– Почему?

Ответы детей.

– А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витаминки– таблетки продаются в аптеках. Все вы их видели и кушали? (Показывает)

Вот и подходит к концу наше путешествие. В стране Витаминия мы увидели и узнали много интересного. Только вот Снегурочке ещё не помогли.

– Ребята, как вы думаете, почему заболела Снегурочка?

Ответы детей.

– Ребята. Давайте составим для Снегурочки витаминное меню. Разделитесь на 3 группы.

Воспитатель назначает детей, кто будет составлять меню на завтрак, обед, ужин. Дети совещаются, выбирают продукты, называют блюда, которые они собираются приготовить.

– Ну вот, я думаю, что если снегурочка будет употреблять витамины, она выздоровеет. А чтобы впредь не болеть, что мы может посоветовать Снегурочке?

Дети читают стих: советы.

1 ребенок:

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьют.

2 ребенок:

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

3 ребенок:

Рыбий жир – всего полезней.

Хоть противный – надо пить.

Он спасает от болезней.

Без болезней лучше жить.

4 ребенок:

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А,В,С

Воспитатель:Молодцы ребята: Хорошие советы вы дали Снегурочке. Я думаю, что если Снегурочка будет есть витамины, она обязательно выздоровеет и придёт к нам на праздник. А наше с вами путешествие подошло к концу. Где мы с вами побывали сегодня? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, мне тоже было с вами очень интересно путешествовать.

Проводиться рефлексия: кому было очень интересно – фишка розового цвета.

Понравилось, но не всё – голубая, не понравилась – белая фишка.

Источник

Ольга Берденева
Проект «Значение витаминов»

Цель: Сформировать понимание значения витаминов для здоровья человека.

Задачи:

1. Выяснить, что такое витамины.

2. Расширить знакомство с различными витаминами, определить их значение для здоровья человека.

3. Выяснить, в каких продуктах питания содержаться витамины.

4. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье

5. Изучить литературу по данной теме.

Тип проекта: ознакомительно-ориентировочный (информационный).

Этапы проекта:

— посещение детского врача поликлиники с целью узнать, что такое витамины и какова их роль для здоровья человека;

— поиск информации в книгах, интернете о продуктах питания, содержащих витамины;

— экскурсия в аптеку с целью получения консультации о поливитаминных препаратах для детей.

Содержание.

1. Актуальность.

2. История открытия витаминов.

3. Значение витаминов.

3.1. Витамин А

3.2. Витамин D.

3.3. Витамин Е.

3.4. Витамин С

3.5. Витамины группы В.

4. Профилактика авитаминозов.

5. Поливитаминные препараты для детей.

6. Вывод.

7. Заключение.

1. Актуальность.

Весной, когда природа просыпается от зимней спячки, а солнышко с каждым днем дает нам все больше тепла, многие из детей, как ни странно, вместо того, чтобы радоваться пробуждению природы, испытывают определенные неудобства. Это и повышенная раздражительность, хроническая усталость, и плохое настроение, а также чрезмерная восприимчивость к различным заболеваниям, особенно простудным. Здоровье человека во многом зависит от того, насколько полезную пищу мы употребляем.Часто говорят: «Эта пища полезная, в ней много витаминов». Но немногим детям известно, что такое витамины, откуда они берутся, в каких продуктах содержатся, какое значение имеют для здоровья, какие нужно принимать витамины.

Поэтому я решил узнать сам и рассказать одноклассникам о витаминах, их значении для здоровья человека. С той целью я отправился в поликлинику к детскому врачу. Вот что рассказала мне педиатр.

2. История открытия витаминов.

Раньше люди думали, что продукты состоят только из белков, жиров и углеводов. А в длительных морских путешествиях люди заболевали какой-то странной болезнью. Ее называли —цинга.Последствия этой болезни были очень печальны: десны разбухали и кровоточили, лицо отекало, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах. Что не хватало организму моряков было не понятно. Из жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть чеснок, квашеную капусту, черную смородину, зеленый лук. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл Николай Иванович Лунин. Он впервые доказал, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества, позже названные витаминами.

В 1911г. польский химик Казимир Функ выделил из рисовых отрубей желтые кристаллики вещества, излечивающее паралич голубей, питавшихся только шлифованным рисом. Химический анализ этого вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество К. Функ назвал витамином (от слов «вита» — жизнь и «амин» — содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название, как это часто бывает в жизни, осталось.

3. Значение витаминов.

Витамины оказывают сильное и специфическое влияние на рост, развитие, обмен веществ, так как являются ферментами или входят в состав ферментов.

Отсутствие или недостаток витаминов в пище вызывает тяжелые нарушения обмена веществ и заболевания — авитаминозы (цинга, рахит, задержка роста, кровоизлияния и др.). В организме витамины быстро разрушаются, поэтому их надо ежедневно вводить в организм с пищей. Витамины требуются в ничтожных количествах, составляющих миллиграммы. Основным источником витаминов являются растения, в которых они содержатся, или вещества, которые уже в самом организме превращаются в витамины. Имеются витамины и в пищевых продуктах животного происхождения, например в печени, рыбьем жире.

В настоящее время насчитывают около 30 витаминов. Обозначают их буквами латинского алфавита – А, В, С, D, K, PP и др. Каждый витамин выполняет свою определенную функцию в организме, т. е. свою роль. Рассмотрим подробнее влияние витаминов на организм человека.

3.1 Витамин А (ретинол).

Его ещё называют витамином роста, так как при недостатке его в пище задерживается рост молодого организма. Витамин А – составная часть светочувствительного вещества в сетчатке глаза. Потому, он необходим для хорошего зрения. Блестящие волосы, здоровая чистая кожа, крепкие ногти и зубы – это заслуга витамина А.

Рис 1. Продукты, содержащие витамин А.

Содержится:

в достаточном количестве находится в сливочном масле, молоке, печени, яичном желтке, почках. Каротином, т. е. провитамином А, богаты овощи и фрукты,которые имеют оранжевую окраску: морковь, помидоры, абрикосы, красный перец, а также шпинат и др. (рис 1).

3.2 Витамин D.

Отвечает за состояние костей и зубов, предотвращает рахит у детей. Способствует усвоению кальция, улучшает состояние крови и работу сердца, нормализует давление, повышает иммунитет, благотворно влияет на функции щитовидки. От деятельности последней зависит активность, радостное настроение. Многие замечали, что при недостатке солнечного света, особенно зимой, начинают ощущать слабость, депрессии. Эти симптомы проходят с наступлением солнечных дней, т. к. витамин Д образуется под действием солнечного света.

Содержится:

Очень богат витамином D жир печени животных, особенно трески (рыбий жир). Много его и в яичном желтке. В мясе, молоке, животном жире, а также в коже человека содержится провитамин, который под воздействием ультрафиолетовых лучей превращается в витамин D (рис 2).

Рис. 2. Продукты, содержащие витамин Д.

В связи с этим становится понятным благотворное влияние летнего солнца на детей, больных рахитом. Летом дети большую часть дня находятся на солнце и при этом часто полураздетые, поэтому усиливается образование витамина D в коже, что способствует выздоровлению. А здоровых детей это гарантирует от заболевания рахитом.

3.3 Витамин Е (токоферол).

Необходим для развития мышечной ткани и ее функционирования в раннем детском возрасте, для нормального развития и функционирования нервной, иммунной и репродуктивной систем. Витамин Е замедляет процессы старения, улучшает состояние кожи, волос и ногтей. Это вещество также укрепляет кровеносные сосуды, препятствует образованию в них тромбов.

Рис. 3 Продукты, содержащие витамин Е.

Много витамина Д содержится в печени, яичном желтке, зародышах пшеницы, в растительном масле и в овощах (рис 3).

3.4 Витамин С

Витамин С – это витамин витаминов. Чтобы в нашем организме исправно работала иммунная система, необходим витамин С, без которого иммунитет просто может зачахнуть, и это повлечет многие хвори.Он повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям: гриппу, ОРЗ, ОРВИ и др. Витамин С предохраняет от некоторых видов рака и коронарного заболевания сердца. Здоровые кости, зубы, десны, кровяные капилляры и все соединительные ткани – заслуга этого вещества.

Рис. 4. Продукты, содержащие витамин Е.

Основной источник витамина С – свежие фрукты, овощи, зелень. Много витамина С в свежих лимонах, апельсинах, ягодах черной смородины, шиповника, крыжовника, земляники, в яблоках, капусте, помидорах, зеленом луке, зеленом горошке, красном перце, петрушке, хвое сосны и ели, в неспелых грецких орехах (рис 4).

3.5 Витамины группы В

— это целый комплекс веществ, которых объединяет присутствие азота в составе молекулы. Наиболее известны 8 элементов этой группы. Каждый витамин имеет свое биологическое значение. Все витамины этой группы обеспечивают нормальное функционирование нервной системы и отвечают за энергетический обмен, поддерживают в нормальном состоянии пищеварительную систему, повышают сопротивляемость стрессу, помогают стабилизировать уровень сахара в крови.

Учитывая способность В-витаминов снижать действие стрессов, то они полезны и необходимы каждому человеку, а для спортсменов – незаменимы.

Витамины группы В действуют более результативно вместе, чем работа каждого витамина В по отдельности.

Недостаток витаминов этой группы приводит к нарушению работы нервной системы, бессоннице, ухудшается состояние кожных покровов (зуд, чувство жжения, мурашки на коже, сухость, появляется атрофия мышц, онемение рук и ног, мышечные воспаления, затруднение дыхания, учащенное сердцебиение при малейшей физической нагрузке, отсутствие аппетита, раннее старение кожи, увеличение печени, выпадение волос. Также при недостатке витаминов этого комплекса появляется светочувствительность, повышенная утомляемость, головокружение.

Рис. 5 Продукты питания, богатые витаминами группы В.

Витаминыгруппы В содержатся в следующих продуктах питания: в цельных злаках, мясных продуктах, яйцах, картофеле, макаронных изделиях, особенно в гречневой и овсяной крупе, хлебе из муки грубого помола, пивных дрожжах, орехах, зелёных листовых овощах, зеленом горошке, печени и многих других продуктах. (Рис. 5)

4. Профилактика авитаминозов.

Основным источником витаминов для человека является пища. Поэтому она должна быть сбалансированной по питательным веществам, богата витаминами. Очень полезно пить натуральные соки. Во время приготовления пищи многие витамины разрушаются, при хранении в овощах и фруктах остается очень мало этих веществ, поэтому возникает необходимость применять готовые поливитаминные препараты. О таких поливитаминных средствах для детей рассказала и показала фармацевт аптеки с. Богатое (см. приложение 2).

5. Поливитаминные препараты для детей.

— АЛФАВИТ Школьник

— ПИКОВИТ

— МУЛЬТИ-ТАБС ШКОЛЯР

— КОМПЛИВИТ

6. Вывод.

Витамины — имеют большое значение для организма человека,особенно для растущего:

— защищают организм от инфекционных заболеваний,

— регулируют обмен веществ,

— помогают правильному росту и развитию молодого организма.

Чтобы в организм поступило достаточное количество витаминов нужно, чтобы пища должна быть разнообразной. Принимать поливитаминные препараты в период роста организма, во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке. Поступление витаминов в организм должно соответствовать возрасту. Их недостаток или переизбыток уменьшает устойчивость к простудным заболеваниям, способствует развитию серьезных болезней, снижает физическую и умственную работоспособность.

7. Заключение.

Изучив информацию о влиянии витаминов на организм, я понял, что витамины играют очень важную роль в жизни человека. Не употребляя их в пищу, мы можем очень сильно заболеть. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.

Для детей витамины особенно важны, от них зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды. Теперь я знаю, каждый витаминотвечает за свою часть организма: А – улучшает зрение и кожу, повышает иммунитет, группа витаминов В – за здоровую нервную систему, за хорошее пищеварение и так далее. Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.

Список используемой литературы:

1. Биология для поступающих в вузы / А. Г Мустафин, Ф. К. Лакгуева, Н. Г. Быстренина и др. ; Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Выcш. шк., 1995.

2. Портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua

3. Полная энциклопедия Школьник Ю. К. Человек. – М.: Эксмо, 2011.

4. Целительная сила витаминов и минералов. Вакуленко В. В. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

5. Витамины и их влияние на организм. Кудрявцев Ю. Б., Москва,Дрофа, 2015.

Приложение 1.

Приложение 2. Фармацевт аптеки рассказывает о поливитаминах для детей.

Источник