Тема урока витамины наши друзья

Тема урока витамины наши друзья thumbnail

Методическая разработка по теме:  

«Витамины – наши друзья»

Учитель начальных классов

 МБОУ «СШ №29» города Смоленска

                                                           Каштанова Алена Александровна

2015г

Пояснительная записка

Здоровье – важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства. Создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна из задач образовательного учреждения.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё   начало  в начальных классах.

 Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на вредные привычки.  Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.

         Педагогическая общественность все больше убеждается в том,   что именно учитель может сделать больше для здоровья школьников, чем врач.  Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.

Организация учебных занятий предполагает, что любое  занятие  для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

Планируемый результат таких занятий – это здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

Цель данного мероприятия:

расширение знаний о витаминах и полезных веществах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Задачи:

  1. Формировать навыки здорового образа жизни и желания самим заботиться о своем здоровье.
  2. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  3. Развивать творческие способности у детей, умение работать в группах.

Витамины – наши друзья.

Ход занятия.

Для проведения занятия дети делятся на команды.

— «Здравствуйте» говорят при встрече, желая здоровья; так и я приветствую вас, дорогие ученики. Здравствуйте! Я желаю вам здоровья! Это самое ценное, что есть у людей, а значит,  его надо беречь.

Сегодня мы поговорим о правильном питании. Давайте прочитаем высказывание Гиппократа – древнегреческого врачевателя.

На слайде  цитата:

— Ваша пища должна быть лекарством,

  а ваше лекарство должно быть пищей.

  Гиппократ, древнегреческий врачеватель.

— В мире существует много разных королевств, царств и государств. Их настолько много, что обо всех и не вспомнишь сразу. Но сейчас это не так важно, потому что я хочу вас пригласить в одно особое королевство.

Далее учитель читает сказку  «История о витаминном королевстве»

Есть на белом свете очень необычное и интересное Витаминное королевство. Никто не может сказать, где заканчиваются его границы, и есть они вообще, так как его обитатели – витамины – живут везде. Витамины отдают много своих сил, чтобы людям было хорошо, чтобы у них ничего не болело, чтобы их настроение всегда было хорошим. В общем, витамины дарят людям жизнь. Слово «витамины» произошло от латинского слова «вита», что означает жизнь.

Витамины живут очень хорошо. Они всегда в хорошем настроении. Они радуются тому, что помогают людям, ведь помогать – это так здорово! Витамины помогают людям, не требуя ничего взамен. Они очень добрые и бескорыстные и хотят этому научить людей. Эти качества очень важны для жизни. Витамины действуют по принципу: «Делай добро, и оно обязательно к тебе вернется». Но прекрасную жизнь витаминов омрачает то обстоятельство, что люди забывают об их существовании.

До недавнего времени Витаминным королевством правил папа Витамин. За время его правления люди стали больше знать о витаминах, лучше понимать их значение для своей жизни. Но, как и людям, витаминам свойственно стареть. Пришло время и папе Витамину уйти на пенсию. Он долго думал, кого оставить вместо себя, потому что кандидатур было очень много. Долго папа Витамин думал, но безуспешно. Так и не смог он найти себе преемника. Вот и решил он ребята обратиться за помощью к вам, ребята.

— Вы готовы помочь Витаминному королевству?

— Отправляемся в гости к витаминам, чтобы побольше узнать о них. Тогда вы сможете определить, какой витамин самый важный.

Далее дети смотрят  сказку-инсценировку, подготовленную заранее.

Ведущий.        В чистом поле теремок, теремок,

                         Он не низок, не высок, не высок,

                         Кто, кто в теремочке живет?

                         Кто, кто в невысоком живет?

Хором.             Никого, кроме ветра одного.

Ведущий.        Шла картошка с огорода.

        Видит, заперты ворота.

Картошка.        Эй, замочек, отвались!

        Теремочек, отворись!

        Ну и ну! Тишина!

        В теремочке я одна.

        Здесь уютно и не сыро.

        Очень славная картина!

Ведущий.        Только залегла картошка,

           Постучали ей в окошко.

Лук.                 Кто, кто в теремочке живет?

                         Кто,  кто в невысоком живет?

Картошка.       Я картошка-хорошка.

           О себе скажу немножко:

           Во мне калий, фосфор, хлор –

           Элементы на подбор,

           Цинк, глюкоза и крахмал.

           Меня ест и стар, и мал.

           Я – картошка несравненной красоты.

           Знать хочу, а кто же будешь ты?

Лук.                  Ну а я – зеленый лук.

          Я для всех хороший друг.

           Витамины С, В-6,

           Е и Н в достатке есть.

           Кто со мною будет дружен,

           Тому врач совсем не нужен.

           Я – лучок-золочок.

                         Пусти меня в свой теремок!

Картошка.       Так и быть, пожалуй, в дом,

                         Здесь мы дружно заживем.

Капуста.          Я – капуста белая,

           Вкусная и спелая.

           Я на грядке – словно роза.

           Я глюкозой и фруктозой,

           Витамином С богата.

           Кушайте меня, ребята!

Лук.                 Заселяйся в этот дом –

          Веселее жить втроем.

Ведущий.        Не прошел тут и часок…

          Ты гляди – стучит чеснок.

Чеснок.           Я к болезням очень строг.

          В-1. В-2, В-6,

          Йод, железо во мне есть.

          Разрешите здесь пожить!

          Буду верно вам служить,

          От бактерий сторожить.

Капуста.         Приглашаем, заходи,

          Много дел ждет впереди.

Ведущий.       Вот приходит втихомолку

         К ним чудесная свеколка.

Свекла.          Кто, кто в теремочке живет?

         Кто, кто в невысоком живет?

Овощи (по очереди).  – Я – картошка-хорошка.

        — Я – лучок-золочок.

        — Я – капуста – одежек густо.

        — Я – чесночок-усачок.

        — А кто пришел под теремок?

Свекла.         Посмотрите, я – свеколка.

        О себе скажу вам толком:

        Для здоровья всем полезна,

         каждый мне, конечно, рад.

        Вкусный с чесноком салат,

        Борщ, свекольник, винегрет

        Подарю вам на обед.

Чеснок.         Заходи, располагайся,

        За работу принимайся.

Ведущий.      И пошли дела их ловко.

        Кто стучится там?

Морковь.       Я – морковка сладкая.

        Выросла на грядке я.

        Целый комплекс витаминов

        Совмещен во мне одной.

        Я горжусь сама собой.

        Пейте сок, грызите ловко!

        Вот такая я – морковка!

Свекла.          Заходи сюда скорей!

        Рады встретить мы друзей!

Ведущий.      Так вот овощи сдружились,

        Делать блюда научились.

Овощи (хором). Знайте: мы у вас на службе.

        Оставайтесь с нами в дружбе.

        Наш высок авторитет.

        Ничего полезней нет!

— О каких витаминах вы узнали из сказки? (Ответы детей)

— Витамины – это пищевые вещества, которые участвуют во многих процессах нашего организма. Благодаря им происходят рост и восстановление клеток и тканей. Когда нам не хватает какого-то витамина, развивается авитаминоз, который может привести к серьезным заболеваниям. Известно 13 незаменимых пищевых веществ – витаминов. Многие из них находятся в овощах и фруктах.

Витамин А – витамин роста. У него много полезных функций:

  • поддерживает работу мозга;
  • необходим для хорошей работы иммунной системы;
  • борется с микробами;
  • защищает от простуды, гриппа, инфекций.

Витамин А содержится в овощах и фруктах желтого и оранжевого цвета.

Витамин С укрепляет кости и зубы, он необходим для кожи. Нужен и после выздоровления от болезней.

Большое количество витамина С содержится в продуктах растительного происхождения, например в цитрусовых, моркови, капусте, зеленых овощах, дыне, персике, абрикосе, хурме. Чемпионы по содержанию витамина С – плоды шиповника и ягоды черной смородины.        

Витамины группы В укрепляют нервную и кровеносную системы человека, помогают пище превратиться в энергию, отвечают за здоровье кожи, волос и ногтей, предохраняют организм от усталости. Но самое главное – витамины группы В помогают детям расти большими и здоровыми.

Витамин В содержится в капусте, кукурузе, горохе, моркови, пшенице, рисе.

Витамин Д – солнечный витамин. Он образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Если организму не хватает витамина Д, кости становятся мягкими и легко подвергаются искривлению.

Витамина Д много в печени трески, в желтке, в морской рыбе.

Витамин Е – защищает полезные вещества, которые содержатся в организме, от разрушения. Витамин Е улучшает циркуляцию крови, восстанавливает поврежденные ткани после порезов и ушибов. При нехватке этого витамина может развиться малокровие. Чтобы этого н е случилось, нужно есть орехи, крупы, хлеб с отрубями.

Витамин К – еще один витамин, который вырабатывает организм. Вы, наверное, не раз замечали, что при порезе пальца кровь сначала течет очень сильно, а через некоторое время останавливается. Этот процесс называется свертыванием крови. Для того чтобы кровь свертывалась, необходим витамин К.

Витамин К содержится в крупах, орехах, шиповнике, яйцах, зеленом чае, корнеплодах.

— Вы многое узнали. Теперь вы можете помочь Витаминному королевству?

Кто из этих овощей

Всех полезней и вкусней?

Кто при всех болезнях

Будет нам полезней?  (Ответы детей)

— Большинство витаминов поступает в организм человека только вместе с пищей. Вот почему овощи и фрукты можно употреблять регулярно. Каждый овощ и фрукт содержит витамины, у каждого своя роль.

Ешьте овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.

Нас спасут от всех болезней.

Нет вкусней их и полезней.

Подружитесь с овощами,

И с салатами и щами.

Витаминов в них не счесть.

Значит, нужно это есть!

Игра «Веселая эстафета»

Команды по очереди называю овощи и фрукты. Нельзя повторяться и долго думать.

— Получен от природы дар –

  Не мяч и не воздушный шар.

  Не глобус это, не арбуз –

  Здоровье. Очень хрупкий груз.

  Чтоб жизнь счастливую прожить,

  Здоровье нужно сохранить.

— Чтобы здоровье было хорошим, чтобы его сохранить, нужно правильно и рационально питаться. А что значит правильное и рациональное питание? И (Ответы детей)

— Для хорошей работы всех органов человека в его меню ежедневно должны входить витамины. Я сейчас проверю, умеете ли вы, ребята, правильно питаться? Игра называется «Я выбираю…»

Игра «Я выбираю…»

  • Если мне придется выбрать изюм или конфету, я выберу…
  • Если мне придется выбрать торт или яблоки, я выберу…
  • Если мне придется выбрать компот или лимоны, я выберу…
  • Если мне придется выбрать черный хлеб или пирожное, я выберу…
  • Если мне придется выбрать колбасу или отварную рыбу, я выберу…
  • Если мне придется выбрать свежие персики или консервированный сок, я выберу…

—  Молодцы ребята. Давайте отдохнем.

Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки»

— Если мы в пищу употребляем подземные части растений – присесть, если наземные – встать, руки поднять вверх. (Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква).

        Задание «Составь меню на день»

— Прежде, чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть!

—  Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам необходимо составить правильный рацион питания на день (завтрак, обед или ужин). У каждой группы на столе лежит карточка с набором продуктов. Ваша задача выбрать только полезные продукты. Нарисовать их или написать меню.

Далее дети работают в командах. Затем представители команд рассказывают о рационе питания, который составили. Идет обсуждение правильности составления рациона питания.

— Молодцы, ребята. Теперь вы будете лучше разбираться в полезных продуктах и оставаться здоровыми.

— Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут,

Все болезни, все простуды

Перед ними упадут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

Игра «Составь пословицу»

Командам дается «рассыпанная» пословица, которую они должны правильно составить:

Не относись к здоровью беспечно, чтобы не пришлось болеть вечно.

Рефлексия.

 — Чтобы подвести итог нашему занятию, давайте все вместе добавим нужные слова в стихотворении и прочитаем, что у нас получилось.

Я умею думать, умею…. рассуждать,

Что полезно для ….  здоровья,

То и буду…   выбирать.

— Это должно стать правилом нашей жизни.

-Знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам в жизни? Для чего они нужны?

— Давайте все вместе соберем корзину правильных и полезных продуктов.

Данное внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме  получить учащимся 2-3 классов знания о витаминах и полезных веществах, а также формировать навыки здорового образа жизни и желания самим заботиться о своем здоровье.

Список использованной литературы

  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
  • Обухова. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья для учащихся 1–4-х классов.
  • В.М. Мельничук. Дневничок-здоровячок. Разработки уроков по валеологии для учителей начальных классов.
  • Пасечкина В.П. Как сохранить здоровье. Рекомендации детям с ослабленным здоровьем и их родителям.

Оборудование

Проектор, на котором можно демонстрировать слайды заранее подготовленные ( цитата в начале занятия, сведения о витаминах, картинки полезных продуктов в ходе игр и заданий и т.п.)

Источник

Шевченко Людмила Юрьевна,

Воспитатель гр.№2 «Метелица»

МБДОУ Детский сад №14 «Улыбка»

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Витамины – наши друзья»

Цель: дать понятие о пользе витаминов для нашего организма. Познакомить с понятием «витамины группы А, B, C, D» и продуктами, в которых они содержаться.

Задачи по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:

1.    Приобщать детей к правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

2.    Создать условия для развития игровой деятельности детей, эмоциональной отзывчивость, доброжелательности.

3.    Способствовать развитию компонентов устной речи.

Физическое развитие:

  1. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровым.

Познавательное развитие:

1.Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов для здоровья.

2.Создать условия для формирования представления о витаминах и их пользе.

Материалы и оборудование: муляжи фруктов и овощей, рисунок дерева на ватмане, картинки с изображением полезных и вредных продуктов, клей, чудесный мешочек.

Ход мероприятия:

Ребята, а вы любите путешествовать? Я вам хочу предложить отправиться в путешествие, в СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ.

Ребята, посмотрите, сегодня в гости к нам пришла Витаминка, давайте с  ней поздороваемся (2 слайд)

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:     А теперь давайте поздороваемся со всеми частями тела.

 Здравствуйте ладошки (хлоп, хлоп, хлоп).

Здравствуйте ножки — топ, топ, топ

Здравствуйте глазки (моргаем три раза)

Здравствуйте щёчки — плюх, плюх, плюх (хлопаем по щёчкам)

Здравствуйте губки (имитируем поцелуй три раза)

Здравствуйте зубки (стучим зубами три раза)

Здравствуй мой носик — пип, пип, пип (задеваем кончик носа три раза)

Здравствуйте, ребята! Всем привет! (машем руками)

Воспитатель:    Вот мы с вами поздоровались и с Витаминкой и друг с другом.

Молодцы, нужно всегда здороваться.

Скажите, а зачем людям нужны витамины? Правильно чтобы быть здоровыми, сильными, быстрыми, хорошо видеть и слышать. Я хочу с вами поиграть в игру. Для вас я приготовила чудесный мешочек, вы должны на ощупь угадать, что за фрукт или овощ там лежит?

 (дети называют отгаданный фрукт или овощ)

Молодцы, все фрукты и овощи угадали. В этих фруктах и овощах очень много витаминов, которые защищают нас от болезней, если  мы будем их кушать, то никакая простуда нам не страшна.

А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? А почему так полезны ягоды, фрукты и овощи? Правильно. В них много витаминов. Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

Если мы не будем получать витамины, то будем очень слабые, начнут портиться зубы, выпадать волосы, ухудшится зрение. Мы начнем чаще болеть. Человеку нужны все витамины без исключения. И у каждого витамина есть своё прямое назначение.

(3 слайд) Все витамины делятся на группы А, B, C, D. Хотите узнать, какие продукты к ним относятся?

(4 слайд) И так, первый витамин «А» – витамин роста, витамин зрения. В каких же продуктах больше всего этого витамина?

Витамин «А» содержится в молоке, яичном желтке, рыбе, моркови, луке, тыкве, помидоре, абрикосе.

hello_html_m690da008.png

(5 слайд) Второй витамин «В». Если его не получать, то мы быстро будем уставать. Какие продукты питания нам помогут? Это ржаной и пшеничный хлеб, овсяная, ячневая и гречневая каша, мясо.

hello_html_m5142476a.png

Физминутка «Капуста»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту трем, трем.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

(6 слайд) Третий витамин «С». Если не кушать продукты с этим витамином, то появляется сонливость, при чистке зубов появляется боль, человек может быстрее заразиться инфекционными заболеваниями. Этот витамин содержится в свежих овощах, фруктах, в свежей и кислой капусте, помидорах. Очень много его в лимонах и апельсинах.

hello_html_24c8108f.png

(7 слайд) Четвертый витамин «D». Если этого витамина будет мало в организме, то кости станут очень слабыми. Витамин «D» встречается в рыбе, сливочном масле, яичном желтке, молоке. А еще он содержится в лучах солнца, значит нужно больше бывать на свежем воздухе.

hello_html_3fbeb6bc.png

Давайте, поиграем!

 Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе хлопаете. А если о том, что для здоровья вредно, вы топаете.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить
Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:
Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов — вкусных овощей и фруктов.
И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.
Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,
Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты.
Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим витаминное дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, приклеивают их на дерево).
Коллективная аппликация: витаминное дерево

hello_html_2fe858be.jpg

Рефлексия

— Давайте вспомним, почему ягоды, овощи и фрукты полезны?

— Какие продукты вредны для нашего здоровья?

— Зачем людям нужны витамины?

— Что больше всего понравилось на занятии?

— Какие продукты «выросли» на нашем дереве? Почему мы использовали не все картинки?

— Как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? (показ большого пальца вверх или вниз)

Источник