Стихи григорьева для детей витамин роста
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.
— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
Наверно, поэтому у маленьких детей,
Особенно у зайцев,
К ней такая любовь.
Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
да смотри, не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона.
Будь осторожен — Не вспугни с яиц клуху
И опасайся питона.
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
к какому отряду крысы относятся?
— К отряду грызунов, —
Сказал Иванов.
— Совершенно верно,
Только прекрати грызть яблоко.
А ты Мехнов, отверни от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко.
Если с крысами не бороться
и дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться.
Человечество ведет с ними
Непрерывную войну,
С переменным успехом
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Ставится аппарат
И включается мультипликация…
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов?
Ах, вот и он сам… явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.
Вот этому крысенку
Мы повесим бирку со знаком плюс
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз
Или даже с два.
другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз.
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект.
Конечно, в том случае,
Если крыса с плюсом
Не имеет в своих генах дефект.
Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.
2
Однажды,
Перед тем как начать урок,
Учитель зашел в живой уголок.
Крыса,
Которая не получала витамин А,
С жадностью ела морковку,
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да… я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
— У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. —
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зеленая ботва.
— Красна девица сидит в темнице? —
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ:
— Я знаю, это помидор.
— Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
— Не из гуманных соображений,
А от жалости.
— Ну не плачь,
Опыт ты, не сорвал,
А даже подтвердил.
Вот только внешней стороне дела
Ты немножко повредил.
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
Ты сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок
Скворечник.
Источник
Ñâîè ïåðâûå áîëüøèå äåíüãè ÿ çàðàáîòàë â øåñòü ëåò.
 íà÷àëå 90-õ ñ ðàáîòîé áûëî ñîâñåì ïëîõî. Ïàïà ðàáîòàë íà ëåñîïèëêå âîäèòåëåì, à ìàìà ìûëà ïîëû â ïîæàðíîé ÷àñòè. Äåíåã áûëî ìàëî, íî ÿ â òîíêîñòÿõ ðàçðóøåííîé ýêîíîìèêè ìàëî ðàçáèðàëñÿ è ïîñòîÿííî ïðîñèë ñíèêåðñû, èãðóøå÷íûõ òðàíñôîðìåðîâ èëè âàãåíâèëëñû.
Çàðàáîòàé è êóïè, ãîâîðèëè ìíå. Äóìàåøü, ýòî ëåãêî õîäèòü íà ðàáîòó è äåíüãè çàðàáàòûâàòü?
Îòêóäîâà ìíå çíàòü, ÿ íà ðàáîòó íè ðàçó íå õîäèë… îáèæåííî áóáíèë ÿ.
Õì. Ëàäíî.
Ìåíÿ íåìåäëåííî ðåøèëè íàó÷èòü óìó-ðàçóìó.
Ëåñîïèëêó ÿ áû ñðàçó íàõåð ñïàëèë, à âîò ïðîäåëàòü òàêîå ñ ïîæàðíîé ÷àñòüþ ìíå âðÿä ëè áû óäàëîñü, ïîýòîìó ÿ ñòàë ïðîâîäèë âðåìÿ ñ ìàìîé íà å¸ ðàáîòå. «Øòîá çíàë êàêîâî ýòî».
Ýòî áåçîïàñíîå ìåñòî! ìåæäó ïðî÷èì óòâåðæäàëà áàáóøêà. Óæ ëó÷øå òàì, ÷åì âî äâîðå, ãäå îäíè íàðêîìàíû êëåé íþõàþò… Íó ÷òî ìîæåò ïðîèçîéòè ñ ìàëåíüêèì þíîøåé â ïîæàðíîé ÷àñòè?
Õå-õå-õå…
Âî âíóòðåííåì äâîðå ïîæàðíîé ÷àñòè ñòîÿëà ñòàðàÿ äåðåâÿííàÿ íàáëþäàòåëüíàÿ áàøíÿ. Çà íåíàäîáíîñòüþ áàøíþ îñíîâàòåëüíî äàâíî çàêîëîòèëè, ïîòîìó ÷òî ãíèëàÿ è ñêðèïèò ïîä âåòðîì. Îíà ñòîÿëà íåïðèñòóïíîé äåñÿòèëåòèÿìè.
Ÿ ÿ èçëàçèë âäîëü è ïîïåð¸ê â ïåðâóþ î÷åðåäü, ðàçãëÿäûâàÿ âñÿêîå ñâåðõó. Âåäü, åñëè áîøêà ïðîëåçëà, òî ìàëåíüêèé ÷åêèñò ñ áëàñòåðîì ïðîëåçåò ïîëíîñòüþ.
Åù¸ âî äâîðå ñòîÿë ñòàðûé ðàçîáðàííûé ñàìîë¸ò. Ðåáÿòèøêè âî äâîðå ìîãëè ðàññ÷èòûâàòü ëèøü íà ðæàâóþ ðàêåòó èç ëèñòîâ æåëåçà ïåðåä äîìîì, à ó ìåíÿ îäíîãî áûë ÍÀÑÒÎßÙÈÉ ñàìîë¸ò. Äðóãèì æå êàðàïóçàì âåçëî ìåíüøå, îíè âîîáùå õîäèëè â äåòñêèé ñàä ñî ñòðîãèì ðåæèìîì: èãðàé, åøü, ñïè
À ÿ íà ðàáîòó õîäèë. Ïðàâäà, íå ðàáîòàë. Áîëòàëñÿ èç óãëà â óãîë. Ñëîâîì, áûë áåñïîëåçåí, êàê ñàäîâûé øëàíã â ñåðåäèíå ÿíâàðÿ.
Âçðîñëûå äóìàëè, ÷òî ÿ ñèëüíî óñòàþ âñòàâàòü ïî óòðàì è ïðîâîäèòü öåëûé äåíü â íåïîíÿòíîì ìåñòå. Åõèäíî ñïðàøèâàëè:
Ïîíÿë, ÷òî òàêîå çàðàáàòûâàòü äåíüãè? Êàê ýòî íåëåãêî õîäèòü íà ðàáîòó?
Íå îñîáî. Åù¸ íåäåëþ ïîðàáîòàþ.
Äà çàäóìàë îí ÷òî-òî, ëèñòàÿ ãàçåòó, ãîâîðèë ïàïà. À âû åìó âåðèòå.
Íåò, îí óìíèöà, öåëóþ íåäåëþ ðàíî âñòàâàë è íå ïðîñèëñÿ äîìîé, ñêàçàëà ìàìà. Çàðàáîòàë ñåáå íà íîâûé ïóõîâèê.
Íà ñëåäóþùåé ðàáî÷åé íåäåëå ëîâêî ëàçàÿ ïî îãðîìíîìó ñóãðîáó çà ïîæàðíîé ÷àñòüþ, ÿ íå÷àÿííî ñîðâàëñÿ âíèç è óïàë íà áåòîííûå áëîêè ïðÿìèêîì ñâîåé ïóõëîé ìîðäàøêîé. È äàæå áðîâüþ íå ïîâ¸ë. Îñîáåííî ïðàâîé, êîòîðóþ îñíîâàòåëüíî ðàñõóÿ÷èë.
Êàê áû òî íè áûëî, íî íûòü ïî òàêîìó ñëó÷àþ ÿ íå ñòàë, ïîòîìó ÷òî áðîâü âñ¸ ðàâíî çàøüþò. Ïîäóìàåøü. Âîëíîâàëî äðóãîå: ÿ â ýòîò äåíü íàäåë íîâûé ïóõîâèê. Îòìûòü åãî áûëî íåëüçÿ. ß îòïðàâèëñÿ ñäàâàòüñÿ.
Ñûíà, ñìûâàÿ ñ ìîåé ðîæè êðîâü, ãîâîðèëà ðàññòðîåííàÿ ìàìà. Íó êàê òàê?.. Òî òû ñåáå îá áîðäþð ËÅÂÓÞ áðîâü ðàçîáü¸øü, ïîêà áàòüêà ìàøèíó ìîåò; òî ïî êîëåíî ïîãðÿçíåøü â êàêîé-òî òðÿñèíå ïîñðåäè äâîðà, òåñòèðóÿ íîâûå ðåçèíîâûå ñàïîãè; òî âûïüåøü ñòàêàí ðàñòèòåëüíîãî ìàñëà, äóìàÿ, ÷òî ýòî êâàñ Ñ òîáîé îäíè ðàñõîäû è íåïðèÿòíîñòè. Íó áóäü, ïîæàëóéñòà, ïîâíèìàòåëüíåå…
Õîðîøî, ìàì.
Ìû âåðíóëèñü äîìîé.
ß æå ãîâîðèë, ñêàçàë ïàïà, ëèñòàÿ ãàçåòó. Õèòðîæîïûé îí. Íå áåðèòå åãî áîëüøå â ïîæàðíóþ ÷àñòü, ïîêà îí å¸ íàõåð íå ñïàëèë.
À ÿ åãî íà êîíöåðò ñàìîäåÿòåëüíîñòè äåòåé ðàáîòíèêîâ ïîæàðíîé ÷àñòè çàïèñàëà… âçäîõíóëà ìàìà. Âîò êàê òåïåðü? Íàäî ñòèõ âûáðàòü, ïîäåëêó ñäåëàòü…
Ñ ðàçáèòîé ðîæåé ïóñòü Åñåíèíà ÷èòàåò, ñêàçàë ïàïà. Îí æå ó íàñ ëåïèëà? Âîò ïóñòü èç ïëàñòèëèíà ÷òî-íèáóäü è ñëåïèò. Áåçäåëüíèê. È â êîãî îí òàêîé?
Ïðîøëà íåäåëÿ.
Ìåíÿ íàðÿäèëè â êðàñèâóþ ðóáàøêó ñ øèðîêèì âîðîòíèêîì, áðþ÷êè è áîëüøîé ãàëñòóê. Íà ïðàâóþ áðîâü íàëåïèëè àêêóðàòíóþ ïîëîñêó ëåéêîïëàñòûðÿ. ß âûøåë íà ñöåíó àêòîâîãî çàëà ïîæàðíîé ÷àñòè è îãëÿíóëñÿ. Ìàìà, îäåòàÿ â êðàñèâîå ïëàòüå, ñòîÿëà çà çàíàâåñîì íà êðàþ ñöåíû è âçâîëíîâàííî ñæèìàëà â ðóêàõ ïëàòîê. Íî ÿ âñ¸ âûó÷èë è ïîìíèë. Êèâíóë åé è íà÷àë, äåòñêèì, çâîíêèì ãîëîñîì ãðîìêî ðàññêàçûâàòü íà âåñü çàë:
Áåëàÿ áåð¸çà
Ïîä ìîèì îêíîì.
Ïðèíàêðûëàñü ñíåãîì,
Òî÷íî ñåðåáðîì.
Íà ïóøèñòûõ âåòêàõ
Ñíåæíîþ êàéìîé
Ðàñïóñòèëèñü êèñòè
Áåëîé áàõðîìîé
È òàê äàëåå.
Çàêîí÷èâ, îòâåñèë ïîêëîí. Ìíå çààïëîäèðîâàëè. ß ñíîâà ïîñìîòðåë íà ìàìó. Îíà áûëà ðàäà.
È òóò íàñòàë ãâîçäü íîìåðà: ÿ ìàõíóë ðóêîé è íà ñöåíó ïðèâîëîêëè ñòîë, íà êîòîðîì ÿ èç ïëàñòèëèíà áåðåæíî ñëåïèë ïîæàðíóþ ÷àñòü. Âñå ïîäíÿëèñü ñ ìåñò, ÷òîáû ðàçãëÿäåòü ïîáëèæå. Çàòåì ñòîë îïóñòèëè âíèç ê ïåðâûì ðÿäàì. Âñå âîñõèù¸ííî çàãóäåëè:
Íàäî æå!
Äà âû ïîãëÿäèòå!
Êàê àêêóðàòíî!
À ñêîëüêî òóò âñåãî!
Íàðîä áûë â âîñòîðãå. ß ãîðäèëñÿ ñîáîé, ìíîþ ãîðäèëàñü ìàìà è âîîáùå âñå. Ýòî áûë òðèóìô.
Íå çðÿ ÿ õîäèë äâå íåäåëè «íà ðàáîòó». Âðîäå áåçäåëüíèê, è ðîæà ðàçáèòà… À òóò òàêîå.
Çà ÿðêîå âûñòóïëåíèå è ïëàñòèëèíîâóþ ïîæàðíóþ ÷àñòü ìàìå íåìåäëåííî âûäàëè ïðåìèþ 40 ðóáëåé, è ýòî ïðè òîì, ÷òî çà ìûòü¸ ïîëîâ îíà ïîëó÷àëà â ìåñÿö 80.
Ïîë çàðïëàòû îäèí ìàõîì. Ñîâñåì íåïëîõî äëÿ øåñòèëåòíåãî ñëàâíîãî ìàëîãî.
Ìíîþ äîìà âñå íåìåäëåííî çàãîðäèëèñü.
Ìîëîäåö êàêîé! Âåñü â ìåíÿ! Çàâòðà íà ëåñîïèëêó ïîåäåì! ïîòèðàÿ ðóêè, ñêàçàë ïàïà.
Îòðûâîê èç êíèãè «Èëü Êàíåññ. Ïðèäóìàë òîæå».
© Èëü Êàíåññ
Источник
Тема урока: Юмор в стихотворении О.Е. Григорьева «Витамин роста»
Цель: Создать благоприятные условия для ознакомления детей с произведением Олега Евгеньевича Григорьева «Витамин роста», способствовать формированию навыков выразительного чтения.
Задачи:
1) Познакомить детей с произведением О. Григорьева «Витамин роста»;
2) Рассказатьдетям о пользе витаминов;
3) Совершенствовать выразительное чтение, развивать речь, мышление, внимание, обогащать словарный запас учащихся.
Место проведения: класс
Оборудование: учебник, мультимедийная доска.
Планируемые результаты:
личностные: воспитывать уважительному отношению к учителю и друг к другу, усидчивости, дисциплинированности, правильного поведения на уроке
метапредметные: развитие устной связной речи, логического мышления, памяти, обогащение словарного запаса учащихся.
предметные: знакомство с произведением Олега Григорьева «Витамин роста», знакомство с жизнью и творчеством Олега Григорьева; формирование навыка чтения: безошибочное чтение, выразительное чтение.
Ход работы:
1. Организационный момент
Учитель:
— Здравствуйте ребята! Садитесь. Сегодня я у вас проведу урок по литературному чтению.
— Давайте с вами проверим готовность к уроку.
Дети:
— Приветствуют учителя.
— Проверяют свою готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
Учитель: — Сегодня на уроке мы с вами прочитаем одно из произведений Олега Евгеньевича Григорьева «Витамин роста» . Но сначала давайте с вами познакомимся с биографией Олега Евгеньевича Григорьева.
3.Вступительная беседа
Слово учителя: — Олег Григорьев – годы жизни 1943 – 1992 г. г. Российский поэт и художник. Родился в эвакуации в Вологодской области. С раннего возраста увлекался рисованием. Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным детским народным произведением. В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки». В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга – «Витамин роста». Умер 30 апреля 1992 года в Санкт – Петербурге.
Учитель: — Ребята сейчас мы с вами прочитаем произведение «Витамин роста», но сначала давайте отгадаем загадку и ответим на вопросы.
Учитель: — В каждом возрасте полезен От рождения до седин. Он сражается с болезнью – Друг надежный – …
Дети: — Витамин.
Учитель: — Кто из вас употребляет витамины?
Дети: — Отвечают
Учитель: — Как вы думаете где они содержатся?
Дети: — В фруктах, овощах.
Учитель: — А для чего употребляют витамины?
Дети: — Чтобы быть здоровыми. Не болеть
Учитель: — А что нужно сделать, чтобы быть здоровым?
Дети: — Принимать витамины, заниматься спортом.
Учитель: — Сейчас откройте учебники по литературному чтению. Прочитайте, пожалуйста, название произведения, который мы сегодня с вами будем читать.
4.Первичное чтение. Анализ стихотворения
Дети: — Читают название.
Учитель: — Сейчас мы с вами прочитаем первую часть про себя, после выразительно вслух.
— Ребята, давайте найдём и зачитаем, что такое витамин А?
Дети: — Витамин А – витамин роста.
Учитель: Как вы думаете, кто такие альбиносы найдите и зачитайте?
Дети: — Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
Двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
Учитель: — Найдите и зачитайте почему Смирнова посылают в живой уголок?
Дети: — Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
Двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
Да смотри не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Учитель: — Почему Смирнов животных любит и не боится найдите в стихотворении и зачитайте
Дети: — Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона. (То есть ящерицу.)
Будь осторожен –
Не спугни с яиц клуху
И опасайся питона.
Учитель: — Найдите и зачитайте почему рассказывают про крыс?
Дети: — А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Учитель: — Как сказать по-другому опыт, найдите и зачитайте
Дети: — Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.
5.Физминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Учитель: Сейчас мы с вами прочитаем вторую часть стихотворения
— Кого увидел учитель найдите и зачитайте
Дети: — Тут, видимо, кто-то есть,
Решил учитель и оглядел комнату. –
Ну да, так и есть! –
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
– Кто тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да… я так и знал.
Учитель: — Как оказался Смирнов под столом найдите и зачитайте
Дети: — Ты как это здесь оказался?
– У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. –
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зелёная ботва.
Учитель: — Найдите и зачитайте сорван ли эксперимент у Смирнова?
Дети: — Смирнов опустил глаза
И сквозь слёзы сказал:
– Не из гуманных соображений,
А от жалости.
– Ну не плачь,
Опыт ты не сорвал.
Учитель: — Найдите в стихотворении и зачитайте, чему же повредил Смирнов?
Дети: —Ты немножечко повредил.
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
То сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесёшь в живой уголок скворечник.
6.Обобщающая беседа:
Мы прочитали произведение Олега Григорьева «Витамин роста», скажите, какая главная мысль в произведении?
Дети: В произведении «Витамин роста» главная мысль, заключается в раскрытии сути теории о витамине роста — витамине А. Главное учителю, чтобы дети увидели на примере двух крыс, что витамин А очень важен и полезен для организма. Учитель таким путем хочет привить детям заботу о своем здоровье, а также здоровье близких и думать о правильном питании. Учитель хочет показать на примере крыс, как одна будет развиваться, получая витамин А, и как будет развиваться другая крыса без витамина А.
7. Итог урока.
— С каким писателем мы сегодня с вами познакомились? (Олег Евгеньевич Григорьев)
— Какое произведение мы с вами сегодня читали? («Витамин роста»)
— Чем понравилось вам произведение? (Мне понравилось произведение, тем, что дети сидят на уроке, а учитель им объясняет про витамины и говорит, что витамин А — это витамин роста. Детям очень интересно становится, когда в сюжет вступают животные — две крысы-альбиноса).
8.Домашнее задание:
Прочитать выразительно произведение
Источник
►
По мотивам стихотворения Олега Григорьева.
На уроке в школе учитель рассказывает детям о разных животных, а ученика Смирнова послал принести двух белых крыс, для проведения опыта. Одну крысу будут кормить морковью, содержащей витамин А, а это, как известно, витамин роста, а другую — простой пищей. Прошло уже две недели, смотрит учитель, а обе крысы заметно выросли, да ещё та, что не ела витаминов, стала толще, чем крыса, которую кормили. Что же это? А это Смирнов подкармливал другую крысу из жалости и гуманных побуждений…
Союзмультфильм
1988 год
Продолжительность: 05:56
Стихотворение «Витамин роста»
Автор: Олег Евгеньевич Григорьев
1.
Мир был, как глобус, синь и кругл.
Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.
— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.
Наверно, поэтому у маленьких детей,
Особенно у зайцев,
К ней такая любовь.
Смирнов, сходи, пожалуйста, вниз
И принеси из живого уголка
двух маленьких белых крыс.
Этих милых, крошечных альбиносов.
да смотри, не задерживайся у попугаев
И не задавай им
Никаких вопросов.
Заодно поймай на окне
Самую толстую муху
И накорми в террариуме
Тритона.
Будь осторожен — Не вспугни с яиц клуху
И опасайся питона.
А пока Смирнов ходит вниз,
Расскажу я вам немного про крыс.
Вы знаете, какие это вредные
И нахальные животные.
Особенно крысы опасны,
Когда бывают голодные.
Тогда они из склада в склад
Целыми стаями по городу носятся.
Кстати, кто скажет,
к какому отряду крысы относятся?
— К отряду грызунов, —
Сказал Иванов.
— Совершенно верно,
Только прекрати грызть яблоко.
А ты Мехнов, отверни от окна
И поверни ко мне
Хотя бы одно глазное яблоко.
Если с крысами не бороться
и дать им свободно плодиться,
Они бы всю землю заняли в год
И нам пришлось бы
Где-нибудь
На тесном Марсе ютиться.
Человечество ведет с ними
Непрерывную войну,
С переменным успехом
Их травят мышьяком,
Ядохимикатами,
На них ставят капканы,
Крысоловки
И вот теперь научились
Убивать их смехом.
В каком-нибудь складе,
Где их целое общество,
Или попросту популяция,
Ставится аппарат
И включается мультипликация…
И на том месте фильма,
Где начинают
Кота ремешком драть,
Так что искры летят из меха,
Крысы задирают ноги
И начинают так неистово хохотать,
Что лопаются от смеха.
Однако что это так долго
Ходит Смирнов?
Неужели опять питона
Не задвинули на засов?
Ах, вот и он сам… явился!
Что ж ты так долго не шел?
А я думал, ты куда-нибудь
Трагически провалился.
Итак, с сегодняшнего дня
Мы начинаем эксперимент.
Вот этому крысенку
Мы повесим бирку со знаком плюс
И будем кормить его пищей,
Богато насыщенной витамином А,
Чтобы он вырос у нас с арбуз
Или даже с два.
другому, вот этому,
Который высунул
Из клетки хвост,
Мы будем давать стерильную пищу,
Чтобы вызвать у него
Авитаминоз.
И примерно через месяц
Мы увидим,
Какой из этого получится эффект.
Конечно, в том случае,
Если крыса с плюсом
Не имеет в своих генах дефект.
Проходит неделя,
Проходит другая,
И вот уже опыт пора прекращать.
Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.
2
Однажды,
Перед тем как начать урок,
Учитель зашел в живой уголок.
Крыса,
Которая не получала витамин А,
С жадностью ела морковку,
Учитель хотел морковку отнять,
Но крыса огрызалась
И отпрыгивала ловко.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да… я так и знал.
Ты как это здесь оказался?
— У меня шнурок развязался,
Я его на бантик хотел завязать,
А он у меня на узел завязался. —
Из-под стола вылезли ноги Смирнова,
Потом туловище,
А затем голова.
Из карманов его
Предательски торчала,
Покачиваясь из стороны в сторону,
Зеленая ботва.
— Красна девица сидит в темнице? —
Задал учитель вопрос в упор.
Смирнов быстро сунул в карман «косицу»
И сказал в ответ:
— Я знаю, это помидор.
— Разгадываешь загадки ты ловко,
Можешь не хитрить.
Я знаю, что у тебя в кармане
Морковка.
Скажи, Смирнов, откровенно,
Ты крысу кормил
Из гуманных соображений
Или из шалости?
Смирнов опустил глаза
И сквозь слезы сказал:
— Не из гуманных соображений,
А от жалости.
— Ну не плачь,
Опыт ты, не сорвал,
А даже подтвердил.
Вот только внешней стороне дела
Ты немножко повредил.
И чтобы не возникли у кого-нибудь
Сомненья и придирки,
Я возьму
И переставлю на клетках бирки.
А поскольку за нарушенье
Режима питанья
Ты основной ответчик,
Ты сделаешь дома к весне, в наказанье,
И принесешь в живой уголок
Скворечник.
Над фильмом работали:
Автор сценария и кинорежиссёр: Василий Кафанов
Художник-постановщик: Ольга Боголюбова
Художники: Б. Травин, Е. Старикова, Геннадий Морозов, Е. Балашова, К. Ерошева, Татьяна Строева
Аниматоры: Андрей Смирнов, Тенно-Пент Соостер, Александр Панов, Андрей Игнатенко
Оператор: Александр Чеховский
Директор: Т. Зозуля
Композитор: А. Клевицкий
Звукорежиссёр: Борис Фильчиков
Редакторы: Елена Никиткина, Раиса Фричинская
Текст читает: Л. Левинский
Монтажёр: Н. Снесарева
Источник