Проект в детском саду витамины на подоконнике

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха

«Детский сад комбинированного вида № 38 «Познание»

Проект «Витамины на подоконнике»

воспитатель

Чернецова И.В.

Балашиха

2013 г.

 Лук стал сердитым от обиды:

— Во мне сплошные фитонциды,

Да, иногда я раздражаю, —

Сказал он, слезы проливая,

— Когда ж людей сразит недуг,

Все вспоминают, где же лук?

Я выгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль!

Проблема: как вырастить лук на перо в комнатных условиях.

Основная цель проекта:

Изучить способы выращивания зелёного лука в зимнее время в домашних условиях.

Задачи проекта:

Воспитывать интерес к свойствам растений, развивать желание размышлять на данную тему, заботиться о растениях.

Вырастить самостоятельно растение для употребления в пищу как средство поднятия иммунитета

Создание условий для выращивания лука в зимнее время в домашних условиях.

Расширить знания детей об овощной культуре и её значении в

жизни человека;                          

Прививать любовь к сельскохозяйственному труду.

 Вид проекта:

Интегрированный (исследовательский, творческий) .

Групповой

Продолжительность проекта: Краткосрочный

Срок реализации – февраль 2013г.

Участники проекта: Воспитатели ДОУ, дети 2 группы (средний возраст) и их родители.

I этап (подготовительный)

Сбор информации, изучение литературы о луке репчатом;

Составление перспективного плана;

Опрос детей «Знают ли они как можно вырастить лук в домашних условиях»

Выбор способа выращивания (В баночке с водой или в земле), чтобы провести наблюдение за ростом  лука в разных условиях;

Оценка знаний детей.

II этап (реализация)

1.Помещение лука в баночки с водой или в емкость с землей (в зависимости от выбора ребенка)

2.Уход за растениями. Наблюдение за количеством воды в баночках, за ростом  луковых перьев.

3. Проведение НОД «Полезные свойства лука»

4. Проведение досуга «Вечер загадок»

5. Просмотр мультфильма «Чипполино»

6. Беседа о полезных свойствах лука.

7. Разучивание стихов о луке.

8. Наблюдение за изменениями в растении (появление корешков, перьев)

9. Рисование «Лук»

10. Чтение сказки «Три брата»

11. Массаж шеи «Лук» 

Дети обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах.

III этап (Подведение итогов)

Сравнение растений, выращенных в разных условиях.

Дети рассматривают по очереди лук, выращенный на холодев обычных условиях, сравнивают внешний видЛук, растущий в холоде дал еще небольшие побеги, перья лука темные, но невысокие, почему (не хватает тепла? Стрелки лука, растущего на подоконнике самые высокие и мощные, ярко зеленого цвета; дали побеги все луковицы (соблюдены все условия выращивания растений, в достаточном количестве растение получает света и тепла, требует умеренного полива).

Вывод:

Лук отлично растёт в комнате, если создать ему благоприятные условия для роста и развития: свет, тепло, полив.

Результативность  проекта.

      Творческий потенциал раскрыт, дети продемонстрировали достигнутый результат, он был значим и интересен  им. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.

 Дети узнали, как выращивать лук, сделали вывод, продемонстрировали свои результаты, практически употребили выращенные «витамины» во время обеда. Приобрели опыт выращивания лука.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений.

Используемая литература:

А. Корзунова «Золотой ус, лук, лимон, чеснок», Картушина «Оздоровительные занятия с детьми 5-6 лет», Информационные ресурсы интернета.

Приложение 1

НОД: «Полезные свойства лука»

Программное содержание: познакомить с полезными свойствами репчатого лука, методами его использования при лечении различных заболеваний, развивать творческие способности при показывании сценки, прививать интерес к информации о луке.

Материал: шапочка лука, несколько медицинских халатов и шапочек, бинт,  по 10-15 луковиц белого, желтого и белого цвета, три корзины, три обруча.

Предварительная работа: разучить несколько стихотворений о луке, беседы о полезных свойствах лука.

Ход занятия:

1. Загадки о луке

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он не драчун, а лук.

Пришла Таня в желтом сарафане,

Стали Таню раздевать,

Давай плакать и рыдать.

Сундук сундуки прячет,

Открывающий плачет.

Желтый, а внутри он бел,

Даст пучок зеленых стрел.

Лишь порежь его, тотчас

Слезы выступят из глаз.

— Что объединяет эти загадки?

2. Инсценировка

– Знаете ли вы стихи о луке?

1-й. Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет.

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слезы проливать?

2-й. Жертва я ужасных мук, —

Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза,

Все лицо уже в слезах!

3-й. Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

4-й. Лук стал сердитым от обиды:

— Во мне сплошные фитонциды.

Да, иногда, я раздражаю, —

Сказал он слезы вытирая. —

Когда людей сразит недуг,

Все вспоминают:- Где же лук?

Я вгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль.

5-й. У меня есть друг,

Он от семи недуг!

Это вкусный и полезный

Желто-золотистый лук!

3. С/р игра «Зеленая аптека»

— О каких полезных свойствах лука вы знаете (ответы детей? Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Зеленая аптека». Нам нужно несколько пациентов, которые будут приходить к нам на прием.

(На бумажках написано: болит зуб, рана на руке, ангина, грипп, болит ухо, болит шея, аллергия, насморк. Эти бумажки предлагаются читающим детям.)

Пациенты приходят к врачу-воспитателю. Врач с помощью детей дает советы и готовит лекарства.

Отит.

Вату пропитать соком лука и вставить в ухо.

Растяжение

Натертый лук смешать с сахаром и приложить к больному месту. Перебинтовать.

Раны

Заварить шелуху и промывать рану.

При зубной боли

Кусочек лука завернуть в ткань и положить в противоположное ухо.

Грипп

Натертую луковицу смешать с медом и есть по столовой ложке три раза в день.

Лук смешать с сахаром и пить сок.

Ангина

Смешать сок лимона, лука и воду. Полоскать горло.

Натереть яблоко, лук, смешать с медом. Принимать по 1, 5 ст. ложке.

Насморк

Закапывать сок лука в нос.

4. Эстафета

— Разбросать по полу разноцветный лук. Вызвать трех человек. Задача собрать как можно быстрее луковиц по цвету в корзины.

— Выбираются 2-3 команды. Задача по очереди брать из обруча лук и метать в корзину.

— Перенести лук из корзины в обруч.

5. Итог.

Приложение 2

Сказка «Три брата».

«Мальчик Илюшка был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюшке подбежали три мальчика: один – маленький и черненький, другой – побольше, в золотистом костюмчике, а третий – самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах с большим зеленым луком в руках.

— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюшке и сказали:

— Мы все братья, пришли проверить, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш брат Чеснок.

— А кого вы защищаете? – спросил мальчик.

— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед и болезней, — гордо ответили луки.

— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником.

— Это очень просто: нужно только заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка, — Я, например, самый маленький, простое луковое семя, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастит. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь придти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука. »

 «- Без меня наш старший брат – Репчатый лук, никогда не вырастит, — сказал лук Севок. – Как только меня в землю весной сажают, я для медного брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза! »

 «- Я, все, что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. – В каждой чешуйке у меня тысячи летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб. »

 «- А как ты своим братьям добро возвращаешь? – поинтересовался Илюшка.

— Для того, чтобы наш род не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья – семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает 2-3 лета проходит, прежде чем я смогу семена вырастить.

— Какие вы все дружные, — с уважением произнес Илюшка.

— Нас трое братьев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, засмеялся лук Репчатый

Приложение 3

3. Массаж шеи «Лук» (по китайской методике)

Зеленеет лук в воде,

Пузырьки на бороде,

(Левой рукой обхватывают шею с правой стороны и потирают ее, проводя ладонью к основанию горла)

Пузыречки, пузырьки-

Шалуны, озорники!

(Повторяют правой рукой)

Каждый этот пузыречек

Очень бороду щекочет.

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!

(Указательным и большим пальцами оттягивают кожу и отпускают ее, 16 раз)

Лук трясет бородой,

Навостряет стрелки:

Скоро буду молодой

Лежать на тарелке.

(Большим пальцем левой руки обхватывают шею слева, а остальными пальцами – справа, массируют шею вверх и вниз)

Массаж глаз «Раздеваем лук»

Сняли тоненький сюртук,

Сняли рыжую рубашку,

(потирают средние пальцы рук друг о друга, чтобы их разогреть)

Сняли желтую рубашку,

А стянув еще рубашку,

Все заплакали вокруг.

(Неплотно прикрывают глаза и мягко проводят пальцами от внутреннего края глаз к внешнему.)

Вот как мы вчера на кухне

Раздевали сладкий лук.

(Расфокусируют зрение и совершают круговые движения зрачками глаз сначала в одну сторону, потом в другую.)

Приложение 4

Вечер загадок

         Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий.

Стрелочкой зеленой

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово.

Ешьте меня всяким —

Будете здоровы!

В огороде из земли

Стрелы к солнцу проросли.

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

Раздевают – плачут,

Едят – морщатся,

А все равно любят.

Скинули с Егорушки

Золотые перышки –

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Только за стол ты его позовешь –

Сам не заметишь, как слезы прольешь.

Пословицы о луке

Лук с чесноком родные братья. 

Ешь лук – чаще зубы будут.

Лук да баня все правят.

        Лук от семи недугов лечит.      

Стихи о луке

Разговорам вы не верьте,

В пище очень ценен лук,

Луком лечим мы недуг.

И не враг он нам, а друг.

Со мной общаться вам бывает сложно.

Без слёз очистить даже невозможно

Но я полезен очень — вот так штука:

Нет от простуды средства лучше лука.

На Букву «Л» тут зреет Лук

 Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.

Приложение 5

Интересные факты о луке

Из истории лука.

   Лук, одно из самых популярных и очень древних овощных растений.

   Его выращивают 5 тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет.

   Азия, горы Афганистана, Ирана — родина лука. Ведь слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие, слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки они проникнут в любую щелку между камней, где найдётся земля.

В России лук получил широкое распространение ещё в 8 веке. Даже в самой бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей. Это была здоровая и полезная пища.

Памятник луку

28 августа 2009года в селе Мячково Коломенского района был открыт памятник луку. На постаменте надпись: «Счастье наше луковое».
Это село издревле славится в Коломенском районе и за его пределами своим луком- его так и называют «мячковский»!

 Идея поставить памятник любимому овощу принадлежит главе сельского поселения   Радужное- Светлане Тельновой.
Увековечен этот овощ в камне в образе сказочного Чиполлино.

 Памятник луку расположен рядом с детской площадкой, что сделало место особенно любимым для прогулок ребятишек и их мам. 

Памятник луку в Венгрии

Витамины на столе

     Лук – источник витамина С, особенно много его в листьях, в 3 раза больше, чем в луковице. Для покрытия суточной потребности человеческого организма в витамине С требуется 50-60 г. зеленого лука.

     Лук деликатесный овощ, имеющий важное пищевое значение. Широко применяют в кулинарии в сыром, варенном и тушеном виде, используют для супов, гарниров, в качестве приправ к мясу и сыру.

Лук улучшает вкус пищи, способствует ее усвоению.

Источник

Вера Калашникова
Детский исследовательский проект «Витамины на подоконнике»

Краткая аннотация проекта

Данный проект — это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую, интеграционную деятельность в процессе разных форм работы, направленную на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей посредством активации детской жизнедеятельности.

В основе проекта лежит исследовательский метод обучения. Это метод, в ходе которого ребёнок учится проводить самостоятельные исследования, учится получать информацию из различных источников об объекте исследования. У ребёнка развиваются творческие способности и умение делать выводы, развивается мышление и речь. Ребёнок может проявить самостоятельность и инициативу в организации своего исследования.

Тема: Витамины на подоконнике

Тип проекта: познавательно — исследовательский, краткосросчый.

Срок реализации: 3 недели.

Цель проекта:

изучить положительное воздействие лука на организм человека, научиться выращивать овощи, богатые витаминами.

Задачи:

1. Ознакомиться с историей появления лука.

2. Узнать, как лук влияют на здоровье человека.

3. Изучить строение лука.

4. Исследовать, какими способами быстрее можно вырастить лук.

5. Научиться выращивать овощ, богатый витаминами.

7. Привлечь родителей к реализации проекта

Объект исследования: лук

Проектная идея:

Создать в группе детского сада огород на подоконнике. Получить урожай зеленого лука, выращенного самими дошкольниками.

Место реализации проекта: МБДОУ д. сад «Красная шапочка».

Направленность:

В реализации проекта принимали участие Новикова Ксюша, Сескутова Полина, их родители, сотрудники ДОУ.

Новизна проекта:

заключается в актуальности темы, и его внедрении в образовательный процесс.

Работа над проектомвключает в себя интеграцию образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая.

Принципы:

1. Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

2. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

3. Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

4. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

5. Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Актуальность:

Говорят, что зеленый лук полезен людям, в нём много витаминов. Он лечит и защищают человека от болезней. А что нужно сделать, чтобы вырастить зеленый лук? Актуальность данной темы в том, что нам будет интересно увидеть конечный результат исследовательской работы. Если мы научимся выращивать полезные овощи на своём подоконнике, это вселит в нас чувство гордости и победы, а самое главное – это хороший способ употреблять в пищу собственные экологически чистые продукты, а не купленные в магазине.

Проблема:

Однажды в нашей группе во время беседы зашёл разговор о том, как нас сегодня мало, многие дети болеют.Тогда мы задумались: «Что надо нам делать, чтобы не заболеть?» И пришли к выводу, что надо следить за своим здоровьем и употреблять витамины. А где их взять зимой? Оказывается очень много полезных веществ и витаминов содержит самый обычный лук, и в луковых пёрышках тоже есть витамины. А можно ли вырастить витаминки на подоконнике? Нас это заинтересовало, и мы решили попробовать вырастить лук у нас в группе на подоконнике и исследовать его полезные свойства, а так же узнать какие блюда можно приготовить из лука. Так появился наш исследовательский проект на тему: «Витаминки на подоконнике»

Гипотеза исследования:

Существует поговорка – ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ. А правда ли, что лук полезен для нашего здоровья. Можно ли из лука приготовить вкусные и полезные блюда. Получится ли у нас вырастить зелёные луковые пёрышки на нашем подоконнике.

Методы исследования:

— наблюдение;

— поисковая работа (из различных источников информации) ;

— экспериментирование;

-анализ;

— обобщение; — беседы и чтение художественной, познавательной литературы вместе с взрослыми.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Задачи:

1. создание развивающей среды;

2. подбор методической и художественной литературы по теме;

3. разработка плана мероприятий по теме проекта.

Ход этапа:

1. Опрос детей, с целью выявить степень информированности детей перед началом проекта и сравнить знания по окончании проекта.

3. Сбор информации о луке из разных источников (книги, энциклопедии, интернет). 4. Подбор художественной литературы о луке.

2. Основной этап

Задачи:

1. расширить знания о луке;

2. развивать познавательный интерес и исследовательские навыки;

3. способствовать умению анализировать результаты опытов и наблюдений и умение делать выводы.

Ход этапа:

1. Проведение опытов с луком.

2. Посадка лука разными способами, наблюдение за ним.

2. Коллективная работа по рисованию на тему «Чиппалино и его друзья»

3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов», «Ферма по выращиванию витаминов»

4. Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Угадай на вкус».

4. Чтение детям сказок, потешек, в которых рассказывается о луке, разучивание стихотворений.

5. Экскурсия на кухню. Беседа с поваром «зачем лук добавляют в еду»»

6. Экскурсия в медицинский кабинет. Беседа с медсестрой «Чем полезен лук»

7. ОД по формированию у детей первоначальных представлений о ценности здорового образа жизни.

3. Заключительный этап

Задачи:

1. обобщить знания по данной теме;

2. воспитывать потребность в здоровом образе жизни и положительных эмоциях.

Ход этапа:

1. Итоговое мероприятие «Все о луке»

2. Презентация проекта «Витаминки на подоконнике»

Тематический план реализации проекта

Форма работы

1 Беседа с детьми «Что я знаю о луке?»

Цель: выяснить знания детей о полезных свойствах лука.

2 Знакомство с энциклопедией «Всё о полезных овощах»

Цель: найти информацию о происхождении и родине лука, какие полезные вещества и витамины в нём содержатся.

3 Просмотр презентации «Труд людей выращивающих овощи»

Цель: познакомиться с профессиями людей, работающих в теплицах

4 Чтение «Чиппалино и его друзья»

Цель: Учить выделять главную мысль произведения, закрепить умение оценивать поступки героев, определять литературный жанр.

5 Экскурсия на пищеблок.

Цель: Расширить представления том, в какие блюда можно добавить лук, для чего, как изменяются вкусовые качества лука при разной обработке.

6 Экспериментирование со свойствами лука Цель: Выяснить строение лука, узнать почему человек плачет, когда чистит лук.

7 Составление альбома «художественное слово о луке»

Цель: прививать интерес к устному народному творчеству.

8 Беседа с медсестрой «Чем полезен лук?»

Цель: выяснить, какие полезные вещества содержаться в луке, какое влияние оказывает лук на организм детей.

9 Театрализованная деятельность «спор овощей на грядке»

Цель: Развивать творчество, выразительность, умение передавать предложенную роль, Закреплять интерес к устному народному творчеству.

10 Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «у бабушки в огороде»

Цель: В игровых действиях закрепить имеющиеся знания.

11 Итоговое мероприятие «Всё о луке»

Цель: представление проекта «Витаминки на подоконнике

Результаты работы над проектом:

• Дети расширили свои знания о луке.

• Создана презентация ««Витамины на подоконнике».

• Собраны пословицы и поговорки о луке.

• Проведена выставка рисунков «Чиппалино и его друзья».

• Дети познакомились с сельскохозяйственными профессиями.

• Выращен лук разными способами, для использования его в пищу.

• Проведена информационно-разъяснительная работа среди детей и родителей о пользе лука.

• С результатами своего исследования Ксюша и Полина познакомили детей группы и увлекли их данной темой.

Гипотеза подтвердилась: В результате исследовательской деятельности, дети получили первоначальные представления о происхождении, и полезных свойствах лука. Так же убедились в том, что из лука готовят вкусные и полезные блюда, а зелёные луковые пёрышки можно выращивать на подоконнике различными способами.

Выводы:По итогам работы было отмечено:

• Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

• Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.

• Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе реализации проекта «Витаминки на подоконнике».

• Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Перспектива. В следующем году мы обязательно будем сажать огород на подоконнике. Хотелось бы изучить разные сорта лука. А петрушку и укроп можно посадить на подоконнике зимой?

Список литературы.

1. Каменский А. А. «Биология». Школьная энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004, 990с

2. Киреевский И. Р.» Мифы древних славян». —Харьков:, 2006, 240.

3. Петров В. В. «Растительный мир нашей Родины» М.: Просвещение, 1991.

4. Приходько С. Н. «Лечебница на подоконнике» Киев. Наукова думка,1968

5. Шантуров А. Г. «Врач-больной-лекарство» Иркутск. Восточно-сибирское книжное издательство, 1986

6.Интернет ресурсы:

https://sites.google.com/site/etnomedicina/lekrastvennye-rastenia/specii-i-pranosti/cesnok

https://www.naromed.ru/ns_svoistva_chesnoka.htm

https://strana-sovetoff.ru/?p=4376

https://ogorodik-sad.ru/content/istoriya-kultury-luka-i-ego-rasprostranenie

Источник