Практическая работа по витаминам на уроках

Практическая работа по витаминам на уроках thumbnail

                         Практическая работа по теме «Витамины».

1.Запишите определение: «Витамины – это органические соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются для нормального протекания биохимических реакций в организме».Витамины вхордят в состав ферментов.

Недостаток того или иного витамина в организме – гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию – авитаминозу. При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Известно 13 незаменимых витаминов. Витамины обозначают заглавными буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E и т.д. Организм человека может самостоятельно синтезировать только витамин D, а все остальные должны поступать в организм с пищей.

Классификация витаминов основана на растворимости их в воде и жирах.

2).Используя текст дополните схему:

Жирорастворимые витамины – A, D, E и К – попадают в организм с жирами пищи. Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В).Избытка водорастворимых витаминов практически не бывает, так как в организме они быстро разрушаются и выводятся вместе с мочой. Избыток жирорастворимых витаминов может привести к ослаблению (блокированию) действия других витаминов, а иногда и к серьезным отравлениям.

3)В ходе работы вам необходимо заполнить таблицу:

наименование витамина, суточная потребность

в каких продуктах содержится

на какие процессы влияет, название

Заболевания

А

В1

С

D

ВИТАМИН А (ретинол) — Вас беспокоит маленький рост. Вы часто болеете и плохо видите в сумерках.(нарушение сумеречного зрения называется куриной слепотой)РЕТИНОЛ – вот решение ваших проблем. Всего 0,9 мг и Вы абсолютно здоровый человек.. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов. -Источником витамина А служат животные продукты: сливочное масло, рыбий жир, печень, яйца, молоко. Растительные продукты содержат провитамины А, или каротины, из которых в организме (в тонком кишечнике, печени) образуется витамин А. Каротины содержатся в растительных продуктах, имеющих красный цвет: моркови, помидорах, шиповнике, апельсинах.

ВИТАМИН С (аскорбиновая кислота)-  у пораженных  этой страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название цинга.Среди мореплавателей цинга была настоящим бичом. За время существования парусного флота от цинги погибло больше моряков, чем во всех морских сражениях того времени. В команде Васко Да Гама, открывшего в XV в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти 248 из 265 членов экипажей кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519–1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., героя-полярника Г.Я. Седова в 1914 г. и многих, многих других.

Колумб вспоминал. Да, помнится, во время одной из моих экспедиций часть экипажа заболела цингой. Умирающие моряки попросили меня высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть.  А через несколько месяцев на обратном пути наши корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было наше изумление, когда мы встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров мы назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоровляющий». А от гибели моряков спасли фрукты, содержащие витаминС Природным концентратом витамина С является шиповник. Много аскорбиновой кислоты содержится также в черной смородине, квашеной капусте, картофеле, зеленом луке, землянике, щавеле и других продуктах растительного происхождения. Курение  разрушает витамин С.  

ВИТАМИНЫ группы В.

В1- Регулирует углеводный обмен веществ, участвует в передаче нервных импульсов, При недостатке в организме витаминаВ1 (тиамина) Развивается заболевание Бери-Бери (поражение нервной системы отставание в росте, параличи конечностей и дыхательных мышц. Рекомендуемые продукты : печень, зерновые и бобовые культуры, пивные дрожжи.

В6 (пиридоксин).Участвует в составе ферментов, в обмене аминокислот, жиров, в процессах кроветворения. Богаты витамином В6 печень, дрожжи, говядина, яйца, творог, капуста, рис, гречневая крупа, бананы.

В12 (цианокобаламид).Необходим для нормального кроветворения, созревания эритроцитов, участвует в свертывании крови. Этот витамин содержится только в продуктах животного происхождения: печени, мясе, яйцах, рыбе, дрожжах, молоке, особенно кислом.

ВИТАМИН Д — у маленького ребенка может бытьпроблема связанная с дефицитом кальциферола (витамина Д). Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин D играет в растущем организме. Дефицит витамина D приводит к развитию рахита.Врачи долго и настойчиво искали средства для борьбы с рахитом. Таким средством оказался рыбий жир, который раньше употребляли для смазывания сапог. Но многие врачи не верили в чудодейственную силу рыбьего жира, к тому же тогда он был дефицитом. Шли годы, а болезнь продолжала поражать тысячи детей. В 1919 г. появилось сенсационное сообщение немецкого исследователя Гульдшинского, который добился полного излечения детей, страдающих рахитом, с помощью облучения их ультрафиолетовым светом. Потребовалось еще много усилий ученых разных специальностей, пока удалось получить химически чистое вещество с высокой антирахитической активностью.

Жирорастворимые витамины организме могут накапливаться, поэтому и требуется их не так много. Дети и взрослые витамин D получают в основном с животной пищей. Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле.

Витамин D может синтезироваться и в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце.

 Итак, мы познакомились с витаминами А В С Д. При кулинарной обработке пищи часто разрушаются находящиеся в ней витамины. Как же сохранить в ней возможно больше этих жизненно необходимых веществ.

4)Выпишите из учебника правила сохранения витаминов.

5)Письменно ответьте на следующие вопросы:

  1. Процесс, на который оказывает влияние витамин А.
  2. Группа витаминов, к которым относятся витамины В1, В12, С..
  3. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина D.
  4. Цитрусовое растение, плоды которого моряки брали в плавание для восполнения витамина С.
  5. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина В1.
  6. Заболевание, при котором воспаляются и кровоточат десны, выпадают зубы, снижается устойчивость организма человека к инфекциям и факторам окружающей среды.
  7. Биологически активные вещества, в состав молекул которых могут входить витамины.
  8. Какого витамина много в рыбьем жире?
  9. При отсутствии какого витамина возникает цинга?
  10. Недостаток какого витамина вызывает куриную слепоту?
  11.  Недостаток какого витамина вызывает сухость кожи?
  12. .Какой витамин необходим для свертывания крови?
  13. .Недостаток какого витамина вызывает заболевание бери-бери?
  14. .Какой авитаминоз чаще других возникал у мореплавателей?
  15. .При недостатке какого витамина развивается рахит?
  16. Томаты, морковь, апельсины и петрушка содержат витамин ?
  17.  Какой витамин разрушает табачный дым?
  18. Знаете ли вы, что: аллергические реакции могут быть связаны с гиповитаминозом группы В; табачный дым разрушает витамин С;  ячмени на глазах могут появляться при недостатке витамина А; дефицит витамина Е приводит к появлению морщин; экзема может быть связана с дефицитом витаминов группы В;
Читайте также:  Витамин ответственный за репродуктивную функцию организма это витамин

Источник

Лабораторная работа

Тема: Обнаружение витаминов. Каталитическая активность ферментов в живых тканях.

Цель: провести качественные реакции на витамины в продуктах питания. Познакомиться с ферментативным характером реакций обмена веществ, доказать, что ферментативная активность – свойство, присущее только живой клетке.

Оборудование: а) подсолнечное масло, FeClз, яблочный сок, вода, крахмальный клейстер, йод, рыбий жир или желто яйца

б) луковицы лука репчатого, клубни картофеля, кусочки мяса, 3%-ый пероксид водорода, ступки фарфоровые с пестиком, пробирки, спиртовки, набор препаровальных инструментов.

ВИТАМИНЫ

1) Определение витамина А в подсолнечном масле.

В пробирку налейте 1 мл подсолнечного масла и добавьте 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

2) Обнаружение витамина С в яблочном соке.

Налейте в пробирку 2 мл сока и добавьте воды до 10 мл. Затем влейте немного крахмального клейстера (1 г. крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляйте 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом.

Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

3) Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке.

В пробирку с 1 мл. рыбьего жира прилейте 1 мл раствора брома.

При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

ФЕРМЕНТЫ

Приготовить вытяжку.

растереть в ступке 5г лука, добавить 50мл воды и разлить отжатый сок в две пробирки;

мелко порезать 2г картофеля, растереть в ступке, добавить 50мл воды, разлить отжатый сок в две пробирки;

одну пробирку с вытяжкой прокипятить, добавить в обе пробирки (контрольную и опытную) по 2мл 3%-ого раствора пероксида водорода;

прилейте по 2мл Н2О2 (пероксида водорода) в пробирки с кусочком почки млекопитающего, с сырым картофелем, с кусочком вареного картофеля;

запишите наблюдаемые вами явления при действии пероксида водорода на живые клетки растительной и животной ткани и на мертвые клетки (в пробирке с вареным картофелем);

объясните причины выделения пузырьков газа, посинения раствора, отсутствие реакций в пробирках с прокипяченной вытяжкой;

обобщите результаты работы, описав характерные свойства ферментов, особенности их действия.

Методические рекомендации:

Пероксид водорода – высокотоксичное для клетки соединение. Функцию его нейтрализации выполняет фермент каталаза, разлагающий пероксид водорода на воду и кислород. Доказательством выделения кислорода является посинение раствора вследствие окисления бензидина.

Обсуждение итогов выполнения лабораторной работы

Итоги лабораторной работы.

Какие выводы можно сделать в результате исследований лабораторных опытов:

В каких пробирках не наблюдалось расщепление пероксида водорода и почему?

Ответ: В опыте в пробирке с кусочком вареного картофеля и прокипяченными вытяжками (соков картофеля и лука) не наблюдалось расщепления пероксида водорода, так как при варке и кипячении вытяжки произошла денатурация белка-фермента каталазы, нарушилась третичная и, очевидно, вторичная структура молекулы и это, естественно привело к разрушению активного центра фермента.

В каких пробирках происходило бурное выделение кислорода?

Ответ: Бурное выделение кислорода при расщеплении пероксида водорода в пробирках с вытяжкой контрольной с соком лука и картофеля, а также кусочками сырого картофеля и почки млекопитающего свидетельствуют о том, что во всех клетках растительных и животных организмов есть фермент каталаза.

Какой можно сделать вывод.

Вывод: что выделение кислорода при действии пероксида водорода свидетельствует о проявлении каталитической функции белка-фермента – каталазы, который при 0оС разлагает в 1 сек до 40000 молекул пероксида водорода.

Источник

Практическая работа: Рациональное питание

Фамилия, имя

Подумай и запищи. Для чего организму нужно питание?

1.

2.

3.

4.

Рациональное питание – это ______________________

_______________________________________________

Прочитай и заполни таблицу.

Наша пища состоит из разных питательных веществ, которые необходимы для роста и развития. Среди них жиры, белки и углеводы. Белки являются строительным материалом для нашего организма. Жиры и углеводы дают организму энергию.

hello_html_m1f04bb5f.png

Белки

Жиры

Углеводы

Прочитай и заполни таблицу.

Кроме питательных веществ организму необходимы витамины и минеральные вещества.

Витамин А улучшает зрение, сохранят подвижность суставов, красоту и здоровье кожи. Его недостаток вызывает куриную слепоту. Он содержится в моркови, свёкле, печени животных, сыре, молоке и яичном желтке.

Витамин Е помогает защищать организм человека от вредных веществ, способствует выведению их из организма.

Содержится в: сырых овощах и фруктах, подсолнечном масле.

Витамин К важен для работы сердца. Он содержится в курином мясе, шпинате, кислой капусте, горохе.

Витамин В укрепляет организм, даёт запас энергии, сохраняет здоровье кожи, помогает в регуляции обмена веществ. Он содержится в зерновых культурах, бобовых растениях, картофеле.

Витамин В6 укрепляет организм, даёт запас энергии. Он содержится в бананах, капусте, мясе, морской рыбе.

Витамин В 12 обеспечивает кроветворную функцию. Он содержится в мясе, молоке и молочных продуктах, а также кислой капусте.

Витамин D укрепляет костную систему, зубы, предупреждает заболевание рахитом. Он содержится в растительных маслах, рыбе, молоке, яйцах, а также наша кожа получает его от солнца.

Витамин C закаляет организм, помогает бороться с болезнями.

Он содержится в луке, чесноке, хвойных растениях, цитрусовых растениях и других фруктах и овощах.

Минеральные вещества тоже необходимы организму для нормальной работы, но в небольшом количестве. Это йод, калий, магний, железо, серебро и другие минеральные вещества.

Закрась верные утверждения:

  • питание связано со здоровьем

  • наша пища состоит только из витаминов

  • для здоровья организму нужны белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества.

  • нужно есть в меру и разнообразную пищу

  • нужно есть столько сколько тебе хочется в любое время.

  • нужно всегда есть в определенное время согласно режиму.

  • человек должен есть только овощи и фрукты.

  • полезнее есть отварную пищу , чем жареную.

  • нужно есть в меру, не переедать.

  • полезно долго не есть

  • нужно есть много сладостей, пить крепкий чай или кофе.

Нормы питания для всех.

Завтрак должен включать в себя следующие продукты:

злаковые (каша, мюсли или хлопья), молочный продукт, фрукт и напиток.

Второй завтрак: напиток + фрукт.

На обед человек обязательно должен получать горячую и жидкую пищу, а также овощи. Именно поэтому в обед входит:

суп с хлебом, гарнир с мясом, овощной салат.

На полдник человеку необходим: напиток + фрукт + печенье.

Ужин: на ужин необходимо есть тушеные или запеченные овощи, крупы, с небольшим количеством мяса или рыбы.

Перед сном нужно обязательно выпивать стакан воды.

Прочитай и заполни пирамиду питания:

Чтобы ваше питание было правильным нужно помнить следующие правила: умеренность, режим, разнообразие.

В течении дня питание должно распределяться следующим образом. Больше всего в течении дня человек должен употреблять злаковые культуры ( каши, крупы, хлеб и т.д.)

На втором месте по значимости находятся фрукты, овощи и ягоды. На третьем месте по нужности находятся мясные продукты, рыба, орехи, бобовые растения и молочные продукты. На последнем месте находятся продукты которые нужно употреблять в небольшом количестве – это: жир, масло, сахар и различные сладости, также сюда входит белый хлеб.

Источник

Конспект открытого урока по биологии в 8 классе

тема урока « Витамины »

Составитель: Шайхова Саният Насруллаевна

Учитель биологии

2018г.

Конспект урока по теме: « Витамины » 8 класс

Цель: познакомить обучающихся со свойствами витаминов, их биологической ролью и влиянием на организм.

Задачи урока

Образовательные:

-сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах;

-дать представление о гиповитаминозе, авитаминозе;

— раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания;

Воспитательные:

— воспитывать культуру питания и научить применять теоретические знания на практике;

Читайте также:  Витамины это вещества входящие в состав ферментов

-показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

-прививать навыки здорового образа жизни;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умение анализировать информацию, представлять свои творческие работы;

— развивать творческое мышление и интеллектуальные способности обучающихся, обосновывать свою точку зрения;

— развивать умения и навыки самостоятельной работы;

Планируемые результаты:

  1. Предметные

— называть роль витаминов A, C, D, E и группы B в обмене веществ, признаки недостатка витаминов в организме;

— понимать разницу в понятиях « авитаминоз» и « гиповитаминоз»;

  1. Метапредметные

— познавательные УУД

— ориентироваться в текстах, анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию из различных источников;

— регулятивные УУД

контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы и их выполнение;

— коммуникативные УУД

-полно и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию;

— эффективно работать в паре при решении учебной задачи.

  1. Личностные

осознавать практическую ценность витаминов для здоровья человека.

Тип урока: комбинированный, с элементами ИКТ

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Методы: словесные (беседа, сообщения учащихся, диалог); наглядные (работа с рисунками в презентации); практические (составление схем, таблиц).

Понятия и термины: авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины: В1,В2,В12,С,PP, жирорастворимые витамины: А, D, E,.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Игра «Светофор»

Учитель произносит 10 утверждений, часть которых содержит ошибки. После каждого предложения обучающиеся поднимают зеленые (соглашаются), красные (не соглашаются), желтые (могут дополнить) жетоны. За каждый правильный ответ ставят 0,5 баллов. За 5 набранных баллов – оценка «5».

  1. Пищевые продукты должны покрывать затраты энергии в процессе жизнедеятельности.

  2. Школьники расходуют около 2500 ккал в сутки.

  3. Пища должна содержать белки , жиры, углеводы, витамины и минеральные соли.

  4. Белки расщепляются до аминокислот.

  5. При окислении углеводов выделяется 38,9 кДж.

  6. Под действием ферментов жиры перевариваются и всасываются в лимфатические капилляры ворсинок тонкого кишечника.

  7. Обед должен обеспечить около 50% энергии , необходимой для нормальной жизнедеятельности.

  8. Питание необходимо один раз в день.

  9. Пищу полезно принимать после 19 часов.

  10. Ожирение является симптомами нарушения обмена веществ.

(Самооценка учебной деятельности. Выставление оценки в лист «Мониторинг знаний».)

Звучит отрывок песни: В.Л. «Ягода малина»

  1. Актуализация знаний

Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоравливающий».

В конце урока вы должны определить, что же спасло моряков от гибели? Какой плод тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится у меня в черном ящике?

Жизнь и здоровье — самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм, и заменить его невозможно! Поэтому необходимо заботиться о себе каждую минуту.

Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:
1. Расслоение ногтей — покупаем укрепляющее средство, делаем солевые ванночки.
2. Ослабление и выпадение волос – грешим на шампунь и стараемся подобрать лучше.
3. Сухость кожи – покупаем крема.
4. Точечный рисунок на ногтях.

— А что это такое? В чём дело?

— Конечно же, причина в нехватке витаминов!

-И так, тема нашего урока «Витамины».

-А что вы знаете о витаминах?(Полезные, влияют на здоровье человека, находятся в пищевых продуктах питания)

Что сегодня мы должны узнать о витаминах?

Постановка задачи и плана открытия новых знаний:

  1. Природа витаминов.

  2. История открытия.

  3. Обозначения витаминов.

  4. Классификация витаминов .

  5. Характеристика витаминов.

  6. Заболевания, вызванные недостатком и отсутствием витаминов.

  7. Сохранность в пищевых продуктах.

  8. Роль витаминов в жизни человека.

  1. Изучение нового материала.

  1. Природа витаминов (работа с текстом параграфа 31, запись в тетрадь).

Витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

  1. История открытия (сообщение).

Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжёлые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далёких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями.

Витамины были открыты в 19 веке русским ученным Николай Иванович Лунин в 1880 г. Он обнаружил, что мыши не могут выжить, питаясь искусственной смесью из белка, жира, сахара и минеральных солей. Вывод Лунина не получил признания. Научный мир не спешил признавать существование каких — то неизвестных веществ. Но работа Лунина не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшие исследования в этом направлении.

В 1911—1913 гг. произошёл прорыв в этом направлении. Польский биохимик К. Функ в 1911 г. получил из рисовых отрубей жёлтые кристаллики. Он назвал открытое им вещество “витамин” от латинского «Vita»-жизнь и «амины» — класс химических соединений, к которому принадлежит это вещество.

  1. Обозначения витаминов (работа с текстом параграфа 31, запись в тетрадь)

В настоящее время известно более 30 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита А,В,С, Д, Е по мере их открытия. Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В: В1, В2, В3,В6…..В12.

С чем можно сравнить обозначения витаминов? Витамины называют чудесной азбукой жизни.

  1. Классификация витаминов(с текстом параграфа 31, составление схемы)

Классификация витаминов основана на растворимости в воде и жирах.

( Запись в тетрадь)

Жирорастворимые витамины А, Д, Е, К поступают в организм с жирами, т.к. они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.

К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно.

  1. Характеристика витаминов А, В, С, D, E, PP.(Сообщение обучающихся, комментарий слайдов презентации, заполнение таблицы. Взаимоконтроль в листке «Мониторинг знаний».)

Название витамина

Суточная потребность

Растворимость

Авитаминоз, какое заболевание вызывает

В каких продуктах содержится

( Сообщения учащихся о витаминах. Витамин С, или аскорбиновая кислота.)

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий, которым приходилось подолгу обходиться без свежих продуктов, овощей, часто страдали мучительной болезнью. Разбухали или кровоточили дёсны, отекало лицо, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтёками. Болезнь назвали цингой.

В команде Васко Да Гама, открывшего в 15 в. морской путь из Европы в Индию вокруг Африки, от цинги погибло более 100 моряков из 160. Цинга явилась причиной смерти многих членов экипажа кораблей Магеллана во время его кругосветного путешествия в 1519-1522 гг. Цинга погубила легендарного мореплавателя Витуса Беринга в 1741 г., и многих других.

Основными и надёжными поставщиками витамина С являются облепиха, чёрная смородина, сладкий перец, апельсин, лимон, мандарин. Всё это в основном растения, имеющие кислый вкус.

Витамин С участвует в окислительно-восстановительных реакциях в тканях, в тканевом дыхании, в обезвреживании токсичных веществ и во многих других важных процессов в организме. Много расходуется аскорбиновой кислоты при нервном напряжении, выполнении тяжёлой физической работы и во время заболеваний.

Витамин В1, или Тимин.

В 1890 г. Голландский врач Эйкман на острове Ява наблюдал у местных жителей страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, расстраивалась походка, затруднялись движения. Ноги были будто скованы цепями. С этим связано и название болезни — бери-бери, что означает “оковы”. В конце концов, наступал паралич и смерть. Ещё за 20 лет до Эйкмана эту болезнь наблюдали у населения прибрежных районов Японии и Китая русские врачи. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали.

Читайте также:  Витамины группы в для детей в сиропе до года

Заболевание это связано с недостатком в организме витамина В1 .Этот витамин не откладывается про запас, поэтому нужно, чтобы он поступал в организм каждый день.

Содержится витамин В1 в семенах бобовых растений, а также в семенах злаков — но в основном в их зародышах и в оболочках. В очищенном, обработанном зерне этого витамина остаётся очень мало. Кроме того, витамина В1 много в дрожжах, в яичном желтке, в печени. При дефиците В1 поражаются нервы конечностей, особенно ног, а потом и сердца.

Кроме В1 к группе витаминов В относятся ВЗ, В2, В5, В6, В9, В12, В15. Из витаминов этой группы в организме образуются ферменты, принимающие важное участие в обмене веществ.

  • В1 — способствует росту, помогает в переваривании пищи, улучшает умственные способности, помогает при укачивании, уменьшает зубную боль. Содержится в сухих дрожжах, рисовой шелухе, арахисе, свинине, отрубях, молоке.

  • В2 — витамин укрепляет кожу, ногти, волосы, помогает залечивать язвочки рта, губ, языка, улучшает зрение.

Витамин В2 содержится в фасоли, семечках, арахисе, сыре, твороге, мясе, печени, зелёных овощах, рыбе, яйцах

■ В6 способствует усвоению белка и жира, помогает предотвратить различные
нервные и кожные расстройства, уменьшает судороги мышц, онемение рук.
Содержится в пивных дрожжах, пшеничных отрубях, печени, дыне, капусте,

молоке, яйцах, говядине.

■ Витамин В12 предотвращает появление анемии (малокровия). У детей
способствует росту и улучшению аппетита, увеличивает энергию, снижает
раздражительность, улучшает концентрацию памяти и равновесия.

Этого витамина много в печени, говядине, свинине, яйцах, молоке, сыре, почках. Витамин С

Витамин С — аскорбиновая кислота, верный помощник в борьбе с болезнями. Он
заживляет раны, переломы, и побеждает цингу. Предохраняет от многих вирусных
заболеваний.

Этот витамин содержится в цитрусовых фруктах, ягодах, зелёных овощах, помидорах, цветной капусте, картофеле, шиповнике. Одна беда — витамин С быстро улетучивается. Поэтому овощи и фрукты лучше не хранить в разрезанном виде и держать подальше от солнечного света.

Витамин Д

Этот витамин участвует в процессах обмена кальция и фосфора в организме человека. А эти процессы очень важны при формировании скелета. От них зависит и рост, и осанка, и красота человека. Особенно важную роль витамин Д играет в растущем организме. Недостаток его, как правило, наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Они становятся раздражительными, беспокойными, боязливыми, плачут и плохо спят. Кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Все это приводит к деформации грудной клетки, позвоночника, костей черепа и конечностей, задержке прорезывания зубов и их разрушению. Болезнь эта называется рахит.

Дети и взрослые витамин Д получают в основном с животной пищей.

Наибольшее количество его содержится в печени трески, рыбьем жире и других рыбных продуктах, в желтке яиц, молоке, в сливочном масле.

Витамин Д может синтезироваться и в коже человека самостоятельно под влиянием ультрафиолетовых лучей, то есть на солнце.

Витамин А, или ретинол

Витамин А — витамин роста и зрения содержится в:

  • Моркови

  • Листьях салата

  • Капусте

  • Печени

  • Яичном желтке

Сливочном масле

Этот витамин входит в состав светочувствительного белка, обеспечивающего работу наших глаз — родопсина. В случае продолжительного дефицита витамина А в пище у человека нарушается сумеречное и ночное зрение — отсюда и название сопутствующей болезни — “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото — и сало отделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти — ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.

Из животных продуктов по содержанию витамина А первое место занимает рыбий жир. Много его также в печени, сливочном масле, куриных яйцах, сметане, твороге, молоке. В растительных продуктах — моркови, абрикосах, томатах, содержится каротин — вещество, из которого витамин А может быть синтезирован в нашем организме. Каротин нерастворим в воде, но растворим в жирах, поэтому лучше усваивается при употреблении таких продуктов со сметаной, майонезом, растительным маслом.

  • Минутка здоровья «Загадки витамишки» (Ответы на загадки о витаминах, обучающиеся показывают ответы на загадки в виде движений.)

  1. Заболевания вызванные недостатком или отсутствием витаминов. Авитаминоз. Гиповитаминоз.

( Работа с текстом параграфа 31, запись в тетради, демонстрация слайдов. )

Как мы уже отмечали, организму человека витамины требуются в очень малых количествах, составляющих миллиграммы. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжелым последствиям.

Авитаминоз – полное отсутствие витаминов.

(записываем в опорном конспекте)

При авитаминозе возникают глубокие нарушения обмена веществ, ведущие к различным заболеваниям, вплоть до гибели организма.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина в организме. (записываем в опорном конспекте)

Гиповитаминоз чаще всего выражается в ослаблении иммунитета.

При гиповитаминозах почти всегда наблюдается снижение физической и умственной трудоспособности.

  1. Сохранность витаминов. (Демонстрация слайдов, обсуждение, анализ домашнего опыта «Изучение наличия витаминов С».)

Итак, мы стараемся есть побольше продуктов, содержащих витамины, покупаем и витаминные препараты. Но есть факторы, которые вызывают недостаточность витаминов даже при их поступлении в организм в необходимом количестве.

Это:

-стрессы

-загрязненная окружающая среда

-воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов

— длительный прием антибиотиков

-недостаточное пребывание на свежем воздухе

— алкоголь и табакокурение.

Витамины в основном непрочные соединения: они быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов.

Для сохранения витаминов в приготовляемой пище необходимо знать, что высокая температура разрушает витамин С и значительно снижает содержание витаминов группы В. Одним из лучших методов сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов является консервирование с помощью низкой температуры, т. е. путем охлаждения и замораживания. Одним из способов сохранения витаминов является квашение продуктов, когда в процессе молочнокислого брожения образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С.

Давайте вспомним вопрос в начале урока и ответим на него: «Что же спасло моряков от гибели? Какой плод тропического растения, в большом изобилии произрастающий на острове Кюрасао, находится у меня в черном ящике?» (Болезнь Цинга).

Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Действие витаминов специфично, нельзя вместо одного недостающего витамина употреблять другой.

Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.

Опыт волшебный отбеливатель.

 А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш ор?