Потребность детей раннего возраста в витаминах

Потребность детей раннего возраста в витаминах thumbnail

В нейродиетологии детского возраста необходимость регулярного потребления витаминов и минеральных веществ является аксиомой [1]. Именно эти эссенциальные вещества, относящиеся к микронутриентам, позволяют обеспечить нормальное физическое развитие и адекватное функционирование всех органов и систем организма, включая центральную нервную систему [2].

По аналогии с витаминами, неадекватное потребление которых сопровождается витаминодефицитными состояниями или гиповитаминозами, недостаточное поступление в организм минеральных веществ может приводить у детей и взрослых к микроэлементозам (или дисэлементозам) [3–5]. В частности, это касается таких минеральных веществ, как магний (Mg), цинк (Zn) и кальций (Ca), каждому из которых ранее были посвящены наши соответствующие публикации [6–11].

Дискутабельным продолжает оставаться вопрос о целесообразности одновременного или разделенного по времени приема витаминов и минеральных веществ, но, по-видимому, этот момент не может считаться принципиальным. Неоспоримо, что потребности детей в витаминах и минеральных веществах являются строго возраст-зависимыми.

Положительное влияние дотации витаминов и минеральных веществ на организм будущего ребенка можно констатировать при своевременном приеме специализированных комплексов женщинами на этапе беременности [12–14]. Ранее нами неоднократно сообщалось о так называемых «витаминных линейках», ориентированных на контингенты детей различного возраста [15–18]. Такой подход к обеспечению детей витаминными и витаминно-минеральными комплексами на различных этапах постнатального онтогенеза к началу 21-го века уже может считаться традиционным. Примером подобных «линеек» является линия Супрадин Кидс, эти витамины зарегистрированы в РФ в качестве биологически активных добавок [19]. Представители линии Супрадин Кидс характеризуются наличием в их составе биологически активных веществ (лецитин, холин, омега-3 жирные кислоты, β-каротин), нацеленных на модуляцию когнитивных и неврологических функций у детей различного возраста.

В действующих с 2008 г. в Российской Федерации «Нормах физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» пересмотрена и уточнена потребность детей в витаминах и минеральных веществах в зависимости от возраста [20]. Представленные ранее «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР» датировались 1991 г.

При приведении данных о потребностях в витаминах А (ретинол) и Е (токоферол) используются аббревиатуры «рет. экв.» (ретинол эквивалент, 1 мкг рет. экв. соответствует 1 мкг ретинола) и «ток. экв.» (токоферол эквивалент, 1 мг ток. экв. соответствует 1 мг альфа-токоферола).

Для детей первого года остались прежними нормы потребления витамина С (0–3 мес — 30 мг/сутки, 4–6 мес — 35 мг/сутки, 7–12 мес — 40 мг/сутки), витамина А (0–12 мес — 400 мкг рет. экв./сутки), витамина Е (0–6 мес — 3,0 мг ток. экв./сутки), витамина D (0–12 мес — 10 мкг/сутки), витамина В1 (0–3 мес — 0,3 мг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мг/сутки), витамина В2 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 7–12 мес — 0,6 мг/сутки), витамина В6 (0–3 мес — 0,4 мг/сутки, 4–6 мес — 0,5 мг/сутки, 0,6 мг/сутки) и витамина В12 (0–3 мес — 0,3 мкг/сутки, 4–6 мес — 0,4 мкг/сутки, 7–12 мес — 0,5 мкг/сутки). В обновленных рекомендациях потребность в витамине РР (ниацин) у детей в возрасте 7–12 месяцев увеличилась до 7 мг/сутки (ранее составляла 4 мг/сутки), как и нормы алиментaрного потребления фолиевой кислоты (0–6 месяцев — 50 мкг/сутки вместо 40 мкг/сутки). Появилась отсутствующая ранее рекомендация по потреблению витамина В5 (пантотеновая кислота): в возрасте 0–3 мес — 1,0 мг/сутки, 4–6 мес — 1,5 мг/сутки, 7–12 мес — 2,0 мг/сутки. К сожалению, потребность детей первого года жизни в витамине К и биотине не уточняется [20].

Для детей, возраст которых превысил 12 месяцев, в России в настоящее время рекомендуются следующие нормы потребления витаминов:

  • аскорбиновая кислота (1–3 года — 45 мг/сутки, 3–7 лет — 50 мг/сутки, 7–11 лет — 60 мг/сутки, 11–14 лет — 70 мг/сутки для мальчиков и 60 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 90 мг/сутки для подростков и 70 мг/сутки для девушек);
  • витамин А (1–3 года — 450 мкг рет. экв./сутки, 3–7 лет — 500 мкг рет. экв./сутки, 7–11 лет — 700 мкг рет. экв./сутки, 11–18 лет — 1000 мкг рет. экв./сутки для юношей и 800 мкг рет. экв./сутки для девушек);
  • витамин Е (1–3 года — 4,0 мг ток. экв./сутки, 3–7 лет — 7,0 мг ток. экв./сутки, 7–11 лет — 10,0 мг ток. экв./сутки, 11–14 лет — 12,0 мг ток. экв./сутки, 14–18 лет — 15 мг ток. экв./сутки);
  • витамин D (1–18 лет — 10 мкг/сутки);
  • витамин В1 (1–3 года — 0,8 мг/сутки, 3–7 лет — 0,9 мг/сутки, 7–11 лет — 1,1 мг/сутки, 11–14 лет — 1,3 мг/сутки, 14–18 лет — 1,5 мг/сутки для юношей и 1,3 мг/сутки для девушек);
  • витамин В2 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,0 мг/сутки, 7–11 лет — 1,2 мг/сутки, 11–14 лет — 1,5 мг/сутки, 14–18 лет — 1,8 мг/сутки для юношей и 1,5 мг/сутки для девушек);
  • витамин В6 (1–3 года — 0,9 мг/сутки, 3–7 лет — 1,2 мг/сутки, 7–11 лет — 1,5 мг/сутки, 11–14 лет — 1,7 мг/сутки для мальчиков и 1,6 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 2,0 мг/сутки для юношей и 1,6 мг/сутки для девушек);
  • витамин В12 (1–3 года — 0,7 мкг/сутки, 3–7 лет — 1,5 мкг/сутки, 7–11 лет — 2,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 3,0 мкг/сутки);
  • ниацин (1–3 года — 8,0 мг/сутки, 3–7 лет — 11,0 мг/сутки, 7–11 лет — 15,0 мг/сутки, 11–14 лет — 18,0 мг/сутки, 14–18 лет — 20,0 мг/сутки для юношей и 18,0 мг/сутки для девушек);
  • биотин (1–3 года — 10,0 мкг/сутки, 3–7 лет — 15,0 мкг/сутки, 7–11 лет — 20,0 мкг/сутки, 11–14 лет — 25 мкг/сутки, 14–18 лет — 50 мкг/сутки);
  • фолиевая кислота (1–3 года — 100 мкг/сутки, 3–11 лет — 200 мкг/сутки, 11–14 лет — 300–400 мкг/сутки, 14–18 лет — 400 мкг/сутки);
  • витамин В5/пантотеновая кислота (1–3 года — 2,5 мг/сутки, 3–11 лет — 3,0 мг/сутки, 11–14 лет — 3,5 мг/сутки, 14–18 лет — 5,0 мг/сутки для юношей и 4,0 мг/сутки для девушек);
  • витамин К (1–3 года — 30 мкг/сутки, 3–7 лет — 55 мкг/сутки, 7–11 лет — 60 мкг/сутки, 11–14 лет — 80 мкг/сутки для мальчиков и 70 мкг/сутки для девочек, 14–18 лет — 120 мкг/сутки для юношей и 100 мкг/сутки для девушек) [20].

Если до 2008 г. регламентировалось потребление детьми лишь 6 минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn и I), то теперь имеются рекомендации по потреблению в детском возрасте 13 элементов. Среди них, помимо уже перечисленных, фигурируют калий (K), натрий (Na), хлор (Cl), медь (Cu), селен (Se), хром (Cr) и фтор (F) [20].

Cледует отметить, что рекомендаций по суточной потребности в калии (К) и хроме (Cr) для детей первого года жизни пока не существует.

С 2008 г. предусмотрены следующие нормы потребления детьми различного возраста минеральных веществ:

  • кальций (0–3 мес — 400 мг/сутки, 4–6 мес — 500 мг/сутки, 7–12 мес — 600 мг/сутки, 1–3 года — 800 мг/сутки, 3–7 лет — 900 мг/сутки, 7–11 лет — 1100 мг/сутки, 11–18 лет — 1200 мг/сутки);
  • фосфор (0–3 мес — 300 мг/сутки, 4–6 мес — 400 мг/сутки, 7–12 мес — 500 мг/сутки, 1–3 года — 700 мг/сутки, 3–7 лет — 800 мг/сутки, 7–11 лет — 1100 мг/сутки, 11–18 лет — 1200 мг/сутки);
  • магний (0–3 мес — 55 мг/сутки, 4–6 мес — 60 мг/сутки, 7–12 мес — 70 мг/сутки, 1–3 года — 80 мг/сутки, 3–7 лет — 200 мг/сутки, 7–11 лет — 250 мг/сутки, 11–14 лет — 300 мг/сутки, 14–18 лет — 400 мг/сутки);
  • калий (1–3 года — 400 мг/сутки, 3–7 лет — 600 мг/сутки, 7–11 лет — 900 мг/сутки, 11–14 лет — 1500 мг/сутки, 14–18 лет — 2500 мг/сутки);
  • натрий (0–3 мес — 200 мг/сутки, 4–6 мес — 280 мг/сутки, 7–12 мес — 350 мг/сутки, 1–3 года — 500 мг/сутки, 3–7 лет — 700 мг/сутки, 7–11 лет — 1000 мг/сутки, 11–14 лет — 1100 мг/сутки, 14–18 лет — 1300 мг/сутки);
  • хлориды (0–3 мес — 300 мг/сутки, 4–6 мес — 450 мг/сутки, 7–12 мес — 550 мг/сутки, 1–3 года — 800 мг/сутки, 3–7 лет — 1100 мг/сутки, 7–11 лет — 1700 мг/сутки, 11–14 лет — 1900 мг/сутки, 14–18 лет — 2300 мг/сутки);
  • железо (0–3 мес — 4,0 мг/сутки, 7 мес — 7 лет — 10,0 мг/сутки, 7–11 лет — 12,0 мг/сутки, 11–14 лет — 12,0 мг/сутки для мальчиков и 15,0 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 15,0 мг/сутки для мальчиков и 18,0 мг/сутки для девочек);
  • цинк (0–6 мес — 3,0 мг/сутки, 7–12 мес — 4,0 мг/сутки, 1–3 года — 5,0 мг/сутки, 3–7 лет — 8,0 мг/сутки, 7–11 лет — 10 мг/сутки, 11–18 лет — 12,0 мг/сутки);
  • йод (0–12 мес — 0,06 мг/сутки, 1–3 года — 0,07 мг/сутки, 3–7 лет — 0,10 мг/сутки, 7–11 лет — 0,12 мг/сутки, 11–14 лет — 0,13 мг/сутки для мальчиков и 0,15 мг/сутки для девочек, 14–18 лет — 0,15 мг/сутки);
  • медь (0–6 мес — 0,5 мг/сутки, 7–12 мес — 0,3 мг/сутки, 1–3 года — 0,5 мг/сутки, 3–7 лет — 0,6 мг/сутки, 7–11 лет — 0,7 мг/сутки, 11–14 лет — 0,8 мг/сутки, 14–18–1,0 мг/сутки);
  • селен (0–3 мес — 0,01 мг/сутки, 4–12 мес — 0,012 мг/сутки, 1–3 года — 0,015 мг/сутки, 3–7 лет — 0,02 мг/сутки, 7–11 лет — 0,03 мг/сутки, 11–14 лет — 0,04 мг/сутки, 14–18 лет — 0,05 мг/сутки);
  • хром (1–3 года — 11 мкг/сутки, 3–11 лет — 15 мкг/сутки, 11–14 лет — 25 мкг/сутки, 14–18 лет — 35 мкг/сутки);
  • фтор (0–6 мес — 1,0 мг/cутки, 7–12 мес — 1,2 мг/сутки, 1–3 года — 1,4 мг/сутки, 3–7 лет — 2,0 мг/сутки, 7–11 лет — 3,0 мг/сутки, 11–18 лет — 4,0 мг/сутки) [20].
Читайте также:  Какие витамины мы теряем с месячными

В линейке витаминно-минеральных комплексов для детей фигурируют Супрадин Кидс гель (с 3-летнего возраста), Супрадин Кидс Юниор (с 5-летнего возраста), мармеладные конфеты Супрадин Кидс c омега-3 и холином (с 3-летнего возраста), жевательные пастилки Супрадин Кидс мишки (с 11-летнего возраста).

Ниже рассматривается состав комплексов линии Супрадин Кидс применительно к детям различного возраста (дозирование и назначение в соответствии с возрастными показаниями — по аннотации производителя).

Одна чайная ложка Супрадин Кидс гель обеспечивает 3-летнему ребенку 7,4 мкг витамина D (74% от суточной потребности), 1,9 мг витамина Е (27,1%), 0,31 мг витамина В1 (34,4%), 0,29 мг витамина В2 (32,2%), 0,39 мг витамина В6 (32,5%), 3,5 мг ниацина (31,8%), 0,42 мг пантотеновой кислоты (12%), 13,5 мг витамина С (27%), а также 155 мкг рет. экв. β-каротина. Следует помнить, что 6 мкг последнего считаются эквивалентными 1 мкг витамина А, то есть β-каротин в данном случае по сути является заменителем ретинола. Таким образом, для детей, достигших 3-летнего возраста, в качестве важнейших рассматриваются 8 витаминов (2 жирорастворимых и 6 водорастворимых). Необходимо отметить, что включение в состав Супрадин Кидс гель лецитина (100 мг в 1 чайной ложке) не только оптимизирует утилизацию витаминных компонентов комплекса, но и способствует повышению концентрации внимания.

В одной жевательной таблетке Супрадин Кидс Юниор, предложенной 5-летнему ребенку, содержатся 2,5 мкг витамина D3 (25% от суточной потребности), 300 мкг витамина А (60%), 5 мг витамина Е (71,4%), 22,5 мг аскорбиновой кислоты (45%), 6 мг никотинамида (54,5%), 0,45 мг витамина В1 (50%), 0,45 мг витамина В2 (45%), 0,45 мг витамина В6 (37,5%), 0,5 мкг витамина В12 (33,3%), 2 мг пантотеновой кислоты (66,6%), 75 мкг фолиевой кислоты (37,5%), 10 мкг биотина (66,6%), 120 мг кальция (13,3%), 25 мг магния (12,5%), 6 мг железа (60%), 4 мг цинка (50%), 0,4 мг меди (66,6%), 60 мкг йода (60%), 12,5 мкг селена (62,5%), 12,5 мкг хрома (83,3%). Кроме того, в каждой таблетке Супрадин Кидс Юниор представлены 1 мг марганца и 25 мг холина (около 25% от суточной потребности в этом витаминоподобном веществе). Дефицит Mn, нормы физиологического потребления которого в детском возрасте не установлены (для взрослых 2 мг/сутки), сопровождается замедлением роста и повышенной хрупкостью костной ткани, что определяет целесообразность дотации этого микроэлемента детям. Примечательно, что в этом витаминно-минеральном комплексе представлены 12 витаминов из 13 (за исключением витамина К), а также 9 важнейших минеральных веществ. Описываемый состав отражает современные представления о потребностях детей в возрасте > 5 лет в указанных микронутриентах.

Одна мармеладная конфета (пастилка) Супрадин Кидс с омега-3 и холином, принимаемая 4-летним ребенком, обеспечивает его 15 мг витамина С (30%), 4,5 мг ниацина (40,9%), 0,5 мг витамина В6 (41,6%) и 0,25 мкг витамина В12 (8,3%). Кроме того, в составе присутствуют докозагексаеновая омега-3 жирная кислота (30 мг) и холин (30 мг); что способствует улучшению памяти и умственному развитию детей [19]. Представленность Супрадин Кидс с омега-3 и холином лишь четырех перечисленных выше водорастворимых витаминов восполняется добавлением двух биологически активных веществ, что фактически превращает этот комплекс в продукт функционального питания.

Каждая жевательная пастилка Супрадин Кидс мишки, принимаемая 11-летним ребенком, содержит 2,5 мкг витамина D (25% от суточной потребности в этом возрасте), 400 мкг витамина А (40–50%%), 5 мг витамина Е (41,6%), 30 мкг витамина С (42,8%), 1 мг витамина В6 (58,8%), 0,5 мкг витамина В12 (16,6%), 9 мг ниацина (50%), 100 мкг фолиевой кислоты (33,3%), 75 мкг биотина (300%). Такая (повышенная) представленность биотина обусловлена важной ролью этого витамина в обмене веществ (участвует в синтезе жиров, глиогена, метаболизме аминокислот). Девять вышеперечисленных жиро- и водорастворимых витаминов относятся к важнейшим для детей, переходящих от обучения в начальной школе к более сложному и дифференцированному предметному образованию. Витаминный состав Супрадин Кидс Мишки не только обеспечивает ежедневную потребность ребенка, но и призван стимулировать умственное развитие и способность к обучению [19].

Не вызывает сомнений необходимость признать важность возрастных различий в плане потребности детей в важнейших микронутриентах — витаминах, минеральных веществах, микроэлементах. Не являясь источниками пищевой энергии, эти микронутриенты принимают участие в утилизации пищи (метаболизм), регуляции функций различных систем и органов, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма [20].

Современные подходы к разработке и составу витаминных и витаминно-минеральных комплексов учитывают возрастные особенности пациентов и базируются на осознании невозможности обеспечить детей и взрослых всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами исключительно алиментарным путем. Еще одной особенностью многих поливитаминных и витаминно-минеральных комплексов является так называемая «болезнь-специфичность» и коррегирующая направленность, то есть лечебно-профилактическая направленность в отношении тех или иных видов патологии (соматической или психоневрологической) [21, 22].

Фактически следует признать, что возрастзависимость и сбалансированность витаминно-минеральных комплексов, как и включение в их состав компонентов, обладающих доказанной эффективностью (лецитин, холин, омега-3-ненасыщенные жирные кислоты и др.), в полной мере соотносятся с концепцией нейродиетологии, направленной на оптимизацию терапии психоневрологических заболеваний посредством качественного/количественного манипулирования составом рационов питания, алиментарное предотвращение болезней нервной системы, а также на оптимизацию психомоторного развития, неврологических и интеллектуальных функций у детей [22]. Роль витаминов и минеральных веществ в достижении указанной цели трудно переоценить.

Литература

  1. Студеникин В. М., Шелковский В. И., Балканская С. В. Возможности применения витаминно-минеральных комплексов с профилактической и лечебной целями в детской нейродиетологии / «Совершенствование педиатрической практики. От простого к сложному»: сборник статей. М., 2008. С. 81–84.
  2. Студеникин В. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: инструмент нейродиетологии // Педиатрия. 2008. Т. 87. № 6. С. 105–109.
  3. Студеникин В. М. Гиповитаминозы и поливитамины // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 1. С. 48–51.
  4. Студеникин В. М. Гиповитаминозы // Лечащий Врач. 2002. № 5. C. 52–55.
  5. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М., Балканская С. В., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Витаминно-минеральные комплексы для детей: азбука эссенциальных веществ // Лечащий Врач. 2007. № 2. С. 91–93.
  6. Студеникин В. М., Балканская С. В., Шелковский В. И., Курбайтаева Э. М. Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий Врач. 2008. № 1. С. 19–22.
  7. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Звонкова Н. Г., Пак Л. А., Шелковский В. И. Магний и его препараты в психоневрологии // Эффективная фармакотерапия. Неврология и психиатрия. 2012. № 4, с. 8–12, 58–60.
  8. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Кузенкова Л. М., Пак Л. А., Шелковский В. И., Акоев Ю. С. Препараты магния в коррекции повышенной возбудимости у детей // Фарматека. 2013. № 7 (260). С. 23–26.
  9. Студеникин В. М., Турсунхужаева С. Ш., Шелковский В. И. Цинк в нейропедиатрии и нейродиетологии // Лечащий Врач. 2012. № 1. С. 44–47.
  10. Николаев А. С., Мазурина Е. М., Кузнецова Г. В., Студеникин В. М., Чумакова О. В., Шелковский В. И., Маслова О. И. Физиологическое и патофизиологическое значение метаболизма кальция в детском возрасте // Вопр. практ. педиатрии. 2006. Т. 1. № 2. С. 57–65.
  11. Студеникин В. М., Курбайтаева Э. М. Кальциопенические состояния и их коррекция // Лечащий Врач. 2010. № 10. С. 54–56.
  12. Студеникин В. М. Витаминные и витаминно-минеральные комплексы для беременных женщин России // Доктор.ру. 2005. № 4. С. 33–37.
  13. Студеникин В. М. Поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы для беременных // Лечащий Врач. 2007. № 4. С. 63–65.
  14. Студеникин В. М. Витаминно-минеральные комплексы для беременных: основа формирования неврологического здоровья матери и ребенка // Лечащий Врач. 2009. № 3. С. 53–55.
  15. Студеникин В. М. Витамины и поливитаминные препараты в России // Доктор.ру. 2004. № 3. С. 30–34.
  16. Студеникин В. М. Витамины для детей: мифы и реальность // Доктор.ру. 2004. № 6. С. 19–23.
  17. Cтуденикин В. М., Николаев А. С., Акоев Ю. С., Балканская С. В., Горелова Ж. Ю., Шелковский В. И. Витамины и применение поливитаминных препаратов в педиатрии // Справочник педиатра. 2006. № 6. С. 68–88.
  18. Студеникин В. М., Балканская С. В., Курбайтаева Э. М., Высоцкая Л. М., Шелковский В. И. Поливитаминные комплексы для здоровых и больных детей // Практика педиатра. 2007. № 5. С. 12–14.
  19. Студеникин В. М. Возможности применения поливитаминных комплексов в нейропедиатрии // Лечащий Врач. 2013. № 9. С. 60–64.
  20. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Метод. реком. МР 2.3.1.2432–08.3.2.1. Рациональное питание. М., 2008. 40 с.
  21. Студеникин В. М. Витаминно-минеральный комплекс для профилактики атеросклероза и инсульта // Лечащий Врач. 2014. № 2. С. 8–11.
  22. Нейродиетология детского возраста (коллективная монография) / Под ред Студеникина В. М. М.: Династия. 2012, 672 с.
Читайте также:  Витамин с для инъекций пить

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ

ФГБУ «НЦЗД» РАМН, Москва

Контактная информация: studenikin@nczd.ru

Источник

В разном возрасте, особенно в период до 7 лет, к ежедневному рациону питания детям требуется поддержка витаминами – это органические соединения, способствующие здоровому функционированию и развитию организма, поддержке иммунной системы и катализу (усилению) отдельных его функций. Добавлять витамины к ежедневному рациону можно и нужно, начинать вводить органические добавки стоит уже со второго года жизни малыша, а по отдельным показаниям и на первом году (обязательно проконсультироваться с врачом). Конечно, ребёнок будет взрослеть, и его потребность в витаминах тоже будет меняться вместе с ним. Поэтому в соответствии с ходом взросления детей необходимо каждые несколько лет пересматривать состав принимаемых комплексов. И самое важное – витамины, которые хороши для родителей, вряд ли будут полезны и для детей, потому что кроме дозировки есть ещё множество отличий детских витаминов от тех, что принимают взрослые. Например, малышам требуется постоянный приём витамина D, а у взрослых такая потребность выражена намного меньше.

СОДЕРЖАНИЕ

Общая классификация витаминов

  • Жирорастворимые витамины

  • Водорастворимые витамины

  • Состав и форма витаминов для детей

Как выбрать витамины

  • Можно ли принимать витамины до года

  • Витамины от года до трёх

  • Витамины от трёх до семи

  • Витамины после 7 лет

Витамины для подростков

Суточная потребность в витаминах

Потребность детей раннего возраста в витаминах

Общая классификация витаминов

Исходя из механизма действия все без исключения витамины, и для взрослых, и для детей, делятся на две основные группы: жирорастворимые и водорастворимые. Прием отдельных групп витаминов не имеет накопительного (кумулятивного) эффекта, другие добавки напротив – медленно выводятся из организма естественным путем, с водой.

Жирорастворимые витамины

Те, что имеют свойство надолго оставаться в организме, преимущественно в клетках печени и в жировой ткани.

Если есть желание и/или необходимость ввести такие добавки к основному рациону питания ребёнка, не стоит игнорировать консультации у врача и сдачу анализов – именно с жирорастворимыми витаминами можно получить передозировку, а выводятся такие соединения из организма не так легко. Например, временные излишки витамина А могут стать причиной головных болей, тошноты, а долгосрочные – ухудшения зрения, головокружений.

А – ретинол (улучшает восстановительные функции организма). 

D – кальциферол (регулирует обмен кальция, синтез гормонов, обменные процессы).
E – токоферол (антиоксидант, стимулирует клеточный обмен веществ).
К–  менадиол и менадион, менатетренон и филлохинон (обеспечивают свёртываемость крови, обмен веществ в костях и соединительных тканях, поддерживают работу почек).

В эту же группу можно отнести витаминоподобные соединения:

F – арахидоновая, линоленовая, линолевая кислоты: – антихолестерин.
N – альфа-липоевая кислота: стимулятор клеток печени.
Q (кофермент) – профилактика сердечнососудистых заболеваний.

Водорастворимые витамины

В отличие от жирорастворимых, витамины этой категории не имеют свойства накапливаться в тканях, поэтому принимать их нужно постоянно, особенно, если для этого есть показания врача.

Группа В – обеспечивают стабильность нервной, сердечнососудистой системы, органов пищеварения, головного мозга. Также участвуют в формировании иммунитета и защитных функций организма, предупреждают раннее старение. B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), B3 (никотиновая кислота, ниацин, никотинамид), B5 (пантотеновая кислота), B6 (пиридоксин), B7 (биотин), B9 (фолиевая кислота), B12 (кобаламин).

Витамины С– известны, как «аскорбинка» (аскорбиновая кислота), влияют на формирование иммунитета, помогают в борьбе с простудными заболеваниями, участвуют в строении ДНК, множестве восстановительных и обменных (метаболических) процессов.

В этой же категории также есть витаминоподобные соединения (или псевдо витамины):

Группа B – B4 (холин), B8 (инозит), B10 (парааминобензойная кислота),  B11 (карнитин),  B13 (оротат), B14 (кофермент PQQ),  B15 (пангамовая кислота), B16 (диметилглицин), B17 (амигдалин).

Витамин P (биофлавоноиды) и (метилметионин).

Все эти вещества оказывают положительное влияние на метаболизм, способствуют восстановлению тканей, особенно нервной системы, снижают утомляемость и хорошо проявляют себя в работе с другими веществами, микроэлементами.

Потребность детей раннего возраста в витаминах

Состав и форма витаминов для детей

Используя разные комбинации витаминов или действующие полезные вещества, как отдельные компоненты, современная фармацевтическая промышленность производит множество готовых к употреблению детских драже, сиропов, порошков и т.д. Полезные, вкусные, в любой форме на выбор – современные витамины для детей обеспечивают потребности растущего организма в дополнительном питании и способны стимулировать ребенка к ответственному отношению к собственному здоровью. Производители предусмотрели меры безопасности и предлагают продукцию для любого возраста – выбор препаратов можно сделать по составу (что входит в каждую дозу приёма) и по форме (насколько ребёнку будет удобно и приятно принимать добавки).

По составу выбор витаминов для детей предлагается в трех группах:

Монокомпонентные составы – такие добавки к рациону питания содержат только один витамин: чаще всего, это жирорастворимые A / Е / D / K. Отдельно можно приобрести и витамин С.

Поливитамины (многокомпонентные составы) – в каждой дозе для приёма может содержаться от 2 до 8 витаминов, в зависимости от назначения по возрасту, по функциональности добавки.

Витаминно-минеральный комплекс – сбалансированный прием разных добавок, необходимых для здорового развития детского организма.

Потребность детей раннего возраста в витаминах

Витамины для детей по форме выпуска

Любой из упомянутых вариантов может выпускаться в разной форме – от жидких витаминов до пастилок и драже в виде забавных мишек, зайчиков и т.д.: в определенном возрасте детям нравится игровая подача, особенно в период до 7 лет.

Рекомендации по выбору формы витаминов:

  • Сиропы, гели, капли, порошки – младенцам до года, малышам до 2-3 лет (безопасно для глотания, можно добавлять в детское питание).
  • Жевательные пастилки, мармелад – от 2 лет и старше.
  • Леденцы, драже, обычные, шипучие и жевательные таблетки – по указанию на упаковке, в зависимости от самостоятельности детей.

Потребность детей раннего возраста в витаминах

Современные витамины и комплексы выпускаются с приятными вкусовыми добавками, и большинство детей 7-летнего возраста и особенно младше игнорируют информацию о рекомендуемых дозах приёма. Вдобавок, если у любимых витаминов вдобавок и привлекательная форма, детям сложно придерживаться рекомендуемого расписания приёма.

Родителям необходимо следить за хранением витаминов в доме, желательно убирать добавки – в места, куда ребёнок не будет иметь свободный доступ.  Например, на верхние полки или в закрывающиеся шкафчики, боксы, которые малыш не сможет открыть самостоятельно. 

Особенно это касается жирорастворимых витаминов (A, D, E, K), поскольку при чрезмерном их употреблении могут возникнуть побочные эффекты. 

Читайте также:  Каких витаминов не хватает если болит спина

Как выбрать витамины

Независимо от возраста детей, без предварительной консультации с врачом и проведения исследований (анализ крови, общий клинический) невозможно определить, какого именно витамина или нескольких организму малыша не хватает. Также стоит учесть, что каждый ребёнок, независимо от пола, проходит три этапа активного роста:

  • первый год жизни;
  • от 6 до 7 лет;
  • в подростковый период (с 10-11 до 15 лет).

Между периодами активного роста дети проходят через этапы интенсивного изменения тканей, органов, и в эти промежутки времени организм нуждается в дополнительной поддержке не меньше, чем при усиленных скачках развития. Это значит, что пересматривать состав витаминов нужно минимум 5 раз.

Можно ли принимать до года

Если ребенок находится на грудном вскармливании, необходимый объём витаминов он получает из молока матери – при условии, что она ведёт здоровый образ жизни и получает сбалансированное питание. В этом случае для первого года жизни критической необходимости во введении дополнительных витаминов нет. И с обратной стороны, когда по разным причинам естественное вскармливание невозможно, врач-педиатр даст все необходимые рекомендации по приёму детских препаратов. Признаки недостатка витаминов у грудничков – плохой сон, раздражительность, бледная кожа, недостаточный набор веса, повышенное потоотделение, сыпь на коже. Капли назначаются при недоношенности, рахите или его профилактике, в случае необходимости укрепить иммунитет, устранить авитаминоз. У грудничков чаще обнаруживается потребность в следующих витаминах:

D3 – отдельно и в многокомпонентном составе;

A / С / D – сбалансированные комплексы витаминов;

A / С / PP / D / E / B – капли, содержащие расширенный состав элементов.

При рекомендации педиатра стоит ввести в рацион питания и витаминно-минеральные комплексы, поскольку малышам для здорового роста и развития необходимы кальций, железо и йод.

Потребность детей раннего возраста в витаминах

Витамины от года до трёх

Так называемый «ясельный» период развития малыша – это этап, на котором прорезаются молочные зубы, формируются и активно развиваются двигательные навыки, происходит масса процессов в головном мозге. Потребности организма возрастают. Детям в этом возрасте требуется дополнительное поступление кальция, антиоксидантов, витамина В и других микроэлементов.

Обратите внимание – не стоит вводить в рацион питания малышей до 3-4 лет препараты, в составе которых есть витамин К: это жирорастворимый элемент, который накапливается в организме и влияет на работу почек. В раннем возрасте, при отсутствии указаний врача на дефицит именно этого витамина, нет необходимости принимать его дополнительно.

В период второго года жизни и старше назначаются поливитаминные составы и комплексы с минералами. Основной список витаминов, которые присутствуют в детских добавках для ясельного периода:

A – зрение, иммунитет, хорошее состояние слизистых оболочек, рост;

D – формирование зубов, костной ткани, поддерживает фосфорно-кальциевый обмен;

С – соединительная ткань, эластичность сосудов, иммунитет;

В1 – работа кишечника и ЖКТ, нервная система, метаболизм;

В2 – здоровье глаз, кожи, слизистых, способствует выработке энергии, обмену веществ;

В3 (PP) – образование гемоглобина, работа ЖКТ, состояние кожи;

В5 – влияет на уровень и выработку гормонов, на жировой обмен, контроль холестерина;

В6 – кроветворение, образование антител (иммунный ответ организма на инфекцию);

В7(H) – здоровая кожа, волосы, ногти, качество обменных процессов, состояние печени;

В9 – необходим для клеточного обмена;

В12 – здоровая нервная система, процессы кроветворения.

Выбор подходящей формы препарата тоже может сыграть определенную роль. Например, в некоторых сиропах присутствует сорбитол, который может оказать негативное влияние на работу желудочно-кишечного тракта.

Также стоит внимательно отнестись к красителям. Иногда даже натуральные компоненты могут вызвать аллергическую реакцию. Если таковых проявлений нет, можно выбирать любую наиболее удобную форму препарата, состав и рекомендуемая дозировка витаминов для детей указана на упаковке.

  • Сироп – в меру сладкие составы, преимущественно без красителей.
  • Порошок – смешивать с едой или напитками непосредственно перед приёмом.
  • Гель – можно использовать, как желе, добавлять в еду.
  • Шипучие таблетки – растворять в воде перед приёмом.
  • Жевательные таблетки – под ответственность родителей.

Потребность детей раннего возраста в витаминах

Витамины от трёх до семи

Картина, хорошо знакомая всем родителям детей дошкольного возраста – подросшие малыши проявляют характер, отказываясь от полезного рациона питания. Напомним: от трёх до 6-7 лет организм «накапливает» силы, а следующий, второй активный скачок развития приходится на первые годы школьной жизни.

Очень важно дополнять ежедневный пищевой рацион витаминами для детей 6-7 лет и младше, при этом уже можно покупать комплексы с витамином К. Состав поливитаминных препаратов для возрастной категории от 3 до 7 уже намного шире. К тем, что принимали малыши до 3 лет  (ADСВ1В2В3В5В6В7 (H) В9В12) добавляются и другие витамины для детей:

  • Е – укрепляет стенки сосудов, поддерживает работу сердечнососудистой системы;
  • К – улучшает работу печени, положительно влияет на свертываемость крови.
Потребность детей раннего возраста в витаминахТакже в составе комплексов содержатся такие микроэлементы, как фосфор, кальций, цинк, йод и др. При этом многие препараты ориентированы на детей, уже имеющих к 7 годам  некоторые заболевания: диабет, астенический синдром, чрезмерный набор веса (вследствие неправильной работы ЖКТ, щитовидной железы).

Не стоит покупать для детей препараты, в которых собрано максимальное количество витаминов, минералов, микроэлементов – в этом случае «больше» не означает «лучше».  При выборе придерживаться рекомендаций врача, ориентироваться на результаты исследований, избегать добавок с содержанием искусственных красителей, консервантов, большого количества сахара.

Для этой возрастной группы уже можно предлагать жевательные таблетки, но при этом контролировать расписание приёма – детей в этот период привлекают яркие фигурки, имеющие любимый вкус и устоять перед соблазном съесть их больше нормы не всегда просто. Но присутствие жирорастворимых, накапливаемых витаминов при превышении рекомендованной дозировки может вызвать ряд побочных эффектов:

  • Повышение температуры.
  • Тошнота, рвота.
  • Изменения кожных покровов.
  • Головная боль.
  • Сонливость.
  • Аллергические реакции.
  • Повышение внутричерепного давления.

Есть и ограничения по времени приёма – у большинства витаминов для детей есть тонизирующий эффект, поэтому давать их за несколько часов до сна не стоит. Наилучшее время приема – это утро и день, а если препарат принимается несколько раз в сутки, вечером нужно дать препарат так, чтобы до сна оставалось не менее 4-5 часов. 

Потребность детей раннего возраста в витаминах

Витамины после 7 лет

Дети идут в школу, нагрузки возрастают, и в период от 7 и более лет до наступления переходного этапа организму будет требоваться усиленная поддержка. Гормональная перестройка организма начнется примерно в 12-13 лет, и до этого возраста можно пользоваться специализированными сбалансированными составами при отсутствии противопоказаний. Комплексные препараты для школьников разработаны с учетом большинства наиболее распространенных нагрузок, а врач назначает тот или иной состав, ориентируясь на фактическое состояние здоровья. Возраст детей не всегда рассматривается, как приоритет при назначениях.

Когда школьникам необходим прием витаминов

  • При быстром переутомлении, низкой концентрации внимания.
  • Если снижен аппетит.
  • Есть отставание в росте, наборе массы тела.
  • При несбалансированном питании.
  • Сезонные приёмы витаминов (холодное время года).
  • После курса антибиотиков.

В зависимости от причины недомоганий будут рекомендованы разные комплексные составы. Нужно также учитывать повышенный риск простудных заболеваний, поскольку школьное общение всегда предполагает физический контакт между детьми. Предпочтительны составы, укрепляющие иммунитет, в периоды сезонных вспышек респираторных заболеваний в рацион школьника можно также добавить пребиотики.

Школьник, посещающий кроме основных общеобразовательных занятий дополнительные спортивные секции, нуждается в поддержке полезными жирорастворимыми (накапливаемыми) и водорастворимыми элементами А, C, D и Е,  минералами. В этом случае стоит сделать выбор в пользу препаратов с содержанием кальция, йода.

Если в дошкольный период на протяжении нескольких лет принимались мультивитаминные составы, отмена дополнительной поддержки организма может привести к ухудшению самочувствия. Форма выпуска – любая, в крайних диагностических случаях при гиповитаминозе (недостаток полезных веществ) назначается курс инъекций. Детский организм такой метод поступления препаратов воспринимает хорошо, чего нельзя сказать о психике ребёнка. К уколам прибегать стоит только в крайних случаях и при отсутствии нужного эффекта от перорального приёма препаратов.

Витамины для подростков

После 10-13 лет начинается глобальная перестройка работы организма, состава гормонов, происходят заметные скачки роста, набор мышечной и жировой массы. В этот период ещё недавно детскому, а теперь почти взрослому организму приходится нелегко. В первую очередь меняется работа нервной сердечнососудистой системы, быстро пер