Конспект урока технологии о витаминах

Тема:  Общие сведения о пище.

Цели:

1) познакомить учащихся с основными функциями питания, составом пищевых продуктов, с понятием «рациональное питание»;

 2) научиться правильно выбирать способ обработки продукта для повышения качества питания;

 3) воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Оборудование: таблица «Состав пищевых продуктов»

Словарь: белки, углеводы, жиры, витамины, рациональное питание, минеральные вещества, пища.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  1. Повторение изученного материала

Учащиеся отвечают на вопросы по технике безопасности и правилах поведения на уроках «Технологии»

Учащиеся отвечают, дополняя ответы других участников.

  1. Сообщение темы урока

     Учитель. Известно, что ещё мыслители древности посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и её разумному потреблению. В правильном питании они видели источник здоровья, силы, бодрости, красоты. Эти наблюдения не теряют своего значения и в наши дни. Почему же без пищи мы не можем прожить? Как же правильно питаться, чтобы быть здоровым на долгие годы? Ответы на эти вопросы вы узнаете сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала

Общие сведения о пище

1. Значение питания в жизни человека

Учитель. Человек рождается для жизни, но жизнь невозможна без питания. Веками люди упорно заняты добыванием пищи. Почему же питание так необходимо человеку? Наукой твёрдо установлены три функции питания.

     Первая функция заключается в том, чтобы снабдить организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива.

     Вторая функция питания заключается в снабжении организма «строительным материалом», то есть веществами, из которых впоследствии организм создаёт новые клетки взамен отмерших. Таким строительным материалом являются жиры, белки, углеводы, минеральные вещества.

    И, наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, которые требуются в малых количествах, но и без них человеку не прожить.

  1. Игровой момент

Название основных биологически активных веществ вам хорошо известно. Можете ли вы назвать его сразу? Нет? Тогда вспомним этот термин, сыграв в «Поле чудес».

Условия игры:

Учащиеся называют по очереди букву и, если эта буква есть в слове, пытаются назвать отгадываемое слово — витамины.

  1. Состав пищевых продуктов

Учитель. Питание приносит человеку больше пользы, даёт необходимую энергию для работы и учёбы в том случае, если пища разнообразна, содержит необходимые питательные вещества — белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

      Белки представляют основу элементов клеток. Несмотря на то, что белки составляют 1/5 часть человеческого тела, организм обладает лишь незначительными белковыми резервами. Единственным источником образования белков в организме являются белки пищи. Поэтому белки являются совершенно незаменимыми в ежедневном питании человека в любом возрасте. Белковое голодание довольно быстро приводит к тяжелому расстройству здоровья. Особенно чувствителен к недостатку белка детский организм. Белковая недостаточность приводит  к задержке, а затем к полному прекращению  роста, вялости, похуданию, малокровию и т.д. Сколько же белка необходимо ежедневно человеку? Это зависит от возраста, трудовой деятельности и др.Так, например, 5-7 летнему требуется 3,5 грамма белка на один килограмм веса ежедневно, а взрослому человеку примерно 1,1-1,3 грамма белка на килограмм веса тела.

      Жиры в организме выполняют роль не только энергетического резерва, но и входят в состав клеточных структур. Высокая калорийность жира позволяет организму существовать даже при полном голодании в течении нескольких недель.

      Принято считать, что в рационе здорового человека около 30% общей калорийности пищи должны составлять жиры. Это означает, что человек должен съедать 80-100 граммов жира в день. Кажется много, ведь мы не съедаем столько жира в чистом виде. Но тут важно знать, что жир входит в состав всех продуктов. Богаты жиром мясо и рыба, сыр и печенье и т. д.

      Углеводы. В течение дня человек потребляет углеводов гораздо больше, чем других пищевых веществ. Главная функция, которую выполняют углеводы, — снабжение организма энергией. Потребность в углеводах в очень большой степени зависит от энергетических трат организма. У работников физического труда и спортсменов она значительно выше, чем у людей умственного труда, и зависимости от этого потребность в углеводах может варьироваться от 300 до 900 граммов в сутки.

      Минеральные вещества — совершенно необходимые составные части пищи. Недостаточность их в питании может вызвать различные заболевания. К минеральным веществам относятся, например, поваренная соль, соли кальция, железо и др. Больше всего человек потребляет поваренной соли. Какова же потребность человека в соли? Всего 10-15 граммов поваренной соли требуется человеку ежедневно. 3-5 граммов содержится в натуральных продуктах, 3-5 граммов в хлебе, остальные 3-5 граммов используются при приготовлении пищи. Но избыточная соль вредна, так как загружает ненужной работой сердце и почки.

      Из 3,5 кг минеральных солей, содержащихся в организме взрослого человека, более килограмма приходится на долю кальция. Примерно 98 процентов кальция содержится в костях и зубах. Вот почему организму растущего ребёнка совершенно необходимы дополнительные количества кальция. Его потребность составляет 1-1,2 грамма в день. Лучшим источником кальция является молоко. Практически 0,5 литра молока или 100 граммов сыра удовлетворяют суточную потребность в кальции.

    Витамины — незаменимые вещества пищи, действующие на организм в минимальных количествах. В настоящее время известно несколько десятков витаминов: А, В, Д, С, Р, Е, К и др.

    Длительное отсутствие витаминов в пище приводит к характерным заболеваниям, получившим названия авитаминозов. При этом человек быстро утомляется, у него падает сопротивляемость организма против простудных  и инфекционных заболеваний.

4. Работа с учебником

А. Проверка усвоения темы. А теперь открыть учебники изучить таблицу №4 (учебник, с.57), повторяя название и полезность питательных веществ и знакомясь с содержанием этих веществ в разных продуктах питания.

Закрепление. Каждой группе выдана карточка-задание с названиями питательных веществ.

1 карточка: Углеводы. Белки.

2 карточка: Жиры. Витамины.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

Время обдумывания 7 минут.

  1. Рациональное питание

Учитель. Вся жизнь человека связана с питанием. Для поддержания здоровья человеку требуется пища строго определённого качества. Состав пищи зависит от многих условий: характера труда, времени года, возраста, пола и т.д.

    Рациональное питание состоит из трёх принципов: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи.

Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. При длительном избытке энергетической ценности  пищи часть жиров и углеводов начинает откладываться в виде резервного жира, что приводит к увеличению массы тела и в последующем к ожирению.

Второй принцип рационального питания- разнообразие. Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. И всё многообразие складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды. Важно также помнить о витаминах, занимающих особое место в питании. Отсюда возникает непобходимость максимально использовать в повседневном питании натуральные продукты- носители витаминов (овощи, фрукты, рыба и т.д.)

Третий принцип- режим приема пищи. В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа:

А. постоянство приёма пищи по часам суток.

Б. дробность питания в течение суток.

В. Максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приёме пищи.

Г. Правильное распределение количества пищи по её приёмам в течение дня.

  1. Проверка усвоения темы

А. Каждой группе задание: три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приёма пищи. Описать кратко каждый из них. Даётся 5 минут. С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Б. Каждой группе раздаются листы А3. Заполнить треугольник «Потребность человека в продуктах питания». Каждая группа защищает свой рисунок.

  1. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы на уроке рассмотрели основные принципы рационального питания, ознакомились с составом пищевых продуктов. Эти знания, я думаю, помогли вам понять, что любое, а тем более систематическое, отклонение от принципов рационального питания наносит существенный вред здоровью.

    Питание-это основа жизни. Рациональное питание- залог здоровья, бодрости, длительной жизни, гарантии от появления недугов. Помните об этом всегда.

2. Подсчёт баллов. Выставление оценок.

3. Домашнее задание. К следующему уроку к теме: «Приготовление холодных блюд. Блюда из свежих овощей» принести форму: фартук, косынка.

1 карточка: Углеводы. Белки.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

2 карточка: Жиры. Витамины.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

1 карточка: Углеводы. Белки.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

2 карточка: Жиры. Витамины.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

3 карточка: Минеральные вещества. Вода.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

1 карточка: Углеводы. Белки.

Вопрос: в чём заключается полезность питательных веществ? Перечислите продукты питания, их содержащие.

Задание №1: описать один из принципов рационального питания: умеренность.

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №2: описать один из принципов рационального питания: разнообразие

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №3: описать один из принципов рационального питания: режим приёма пищи.

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №1: описать один из принципов рационального питания: умеренность.

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Задание №2: описать один из принципов рационального питания: разнообразие

С каждой группы выступает один участник и кратко отвечает на поставленную задачу.

Карточки-задания на тему:

Питательные вещества

Карточка-задания на тему:

Три принципа рационального питания

Источник

Технология, 5 класс

Урок 22. Витамины, их значение в питании людей

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Понятие о витаминах и их роли в питании людей;
  2. Понятие о составе продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.
  3. Знакомство с принятым обозначением витаминов.

Тезаурус:

Витамины – органические вещества, которые в небольших количествах требуются организму для поддержания жизнедеятельности. Большая часть витаминов должна поступать в организм из пищи.

Витаминология – наука, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова и др.]; под ред. В.М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

2. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: учеб.пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ В.И. Ермакова. – М: Просвещение, 2002. – 79 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В ваш рацион питания обязательно должны входить продукты, содержащие достаточное количество витаминов — органических веществ, которые в небольших количествах требуются организму для поддержания жизнедеятельности.

Многие века люди, ничего не зная о витаминах, догадывались о взаимосвязи питания и здоровья человека.

Например, врачи, жившие в Древнем Египте, рекомендовали своим пациентам для избавления от куриной слепоты (снижения остроты зрения в сумерках) есть большое количество куриной печени. Современная наука подтвердила: в этом продукте содержится витамин А, который отвечает, в том числе, за сумеречное зрелище.

Известный древнегреческий врач Гиппократ говорил: «Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»

Открытие витаминов спасло много человеческих жизней, особенно путешественников, моряков, полярников. Людей, которые долгое время долгое время не получают свежие овощи и фрукты.

В эпоху Великих географических открытий и позже моряки находились в дали от берегов многие месяцы. Они заготавливали продукты: солили и сушили мясо, брали крупу, муку. Однако долго сохранить свежими овощи или фрукты было невозможно.

Люди, получавшие калорийное питание почему-то заболевали страшной болезнью – цингой и умирали. С 1600 по 1800 год от болезни погибло миллион моряков.

Лишь в 1747 году врач Джеймс Линд, долго наблюдая за питанием моряков, обнаружил зависимость питания и развитием болезни: те, кто ел лимоны, не заболевали.

После его открытия английские моряки стали брать в долгое плавание много лимонов, за что их прозвали «лимонники».

Позже,в 1927 году, венгерский биохимик Альберт Сент-Дьери выделил вещество, которое, как впоследствии доказал Кинг, было необходимо организму для предупреждения цинги.

После пяти лет кропотливых исследований в 1932 году Кинг вывел из лимонного сока это вещество, которое назвали витамин C или аскорбиновая кислота, что означает: та, что действует против скорбут (цинга).

Российский ученый Н. И. Лунин в 1880 первым провел исследования и предположил, что в продуктах питания существуют неизвестные ранее вещества, содержащиеся в крайне малых дозах, но необходимые для жизни.

С развитием технических средств и технологий изучения веществ ученые открывают и другие витамины.

Открытие витаминов – одно из важнейших открытий 20 века. Благодаря этому знанию многих болезней удается избежать, а другие вылечить.

Воистину пища стала лекарством!

Сегодня на уроке вы познакомитесь с витаминами – особыми веществами, которые регулируют обмен веществ в организме, узнаете в каких продуктах они содержатся и какова суточная потребность человека в витаминах.

Современные ученые выделают 13 групп витаминов.

Витамины обозначаются прописными буквами латинского алфавита.

Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.

Жирорастворимые (A, D, E, K) – усваиваются в присутствии жиров – масла, сметаны.

Жирорастворимые витамины легче накапливаются в организме, чем водорастворимые. Водорастворимые витамины — витамины группы В, витамин С.

Появилась и наука — витаминология, которая изучает структуру и механизмы действия витаминов, а также их применение в лечебных и профилактических целях.

Ученые выяснили, какие продукты питания содержат те или иные витамины, сколько нужно человеку получать витаминов с пищей ежедневно, чтобы быть здоровым.

Большую часть витаминов человек получает с овощами, фруктами и ягодами, много витаминов содержится и в других продуктах питания: молочных, мясных, яйцах.

Суточная потребность человека в витаминах также разная: от десятой доли до нескольких миллиграмм.

Если витамины отсутствуют в пище, то развивается авитаминоз, при недостатке витаминов – гиповитаминоз, а при избытке – гипервитаминоз.

Первый открытый и один из самых важных — витамин С или аскорбиновая кислота – бесцветный прозрачный легкорастворимый в воде витамин, содержащийся в цитрусовых, некоторых ягодах и зеленых овощах.

Потребность в витамине С увеличивается при болезни, стрессах, подверженности токсическим воздействиям. Витамин участвует в выработке жизненно необходимых химических веществ, помогает очищать организм от ядов. Также ученые пришли к выводу, что недостаток витамина С ускоряет старение организма.

Организм человека не может вырабатывать этот витамин, поэтому должен получать с пище Первый открытый и один из самых важных — витамин С или аскорбиновая кислота – бесцветный прозрачный легкорастворимый в воде витамин, содержащийся в цитрусовых, некоторых ягодах и зеленых овощах.

Потребность в витамине С увеличивается при болезни, стрессах, подверженности токсическим воздействиям. Витамин участвует в выработке жизненно необходимых химических веществ, помогает очищать организм от ядов. Также ученые пришли к выводу, что недостаток витамина С ускоряет старение организма.

Организм человека не может вырабатывать этот витамин, поэтому должен получать с пищей в достаточном количестве

Витамин B1 является водорастворимым, влияет на поддержание в нормальном состоянии мышечной и нервной систем человека.

Хорошие источники: дрожжи, хлеб, субпродукты, мясо, желток яиц.

Витамин B2

Витамин B2 является водорастворимым, влияет на поддержание тонуса организма, суточная норма потребления 1,3- 2,4 мг.

Хорошие источники: спаржа, бананы, хурма, творог, молоко, йогурт, мясо, яйца, рыба и стручковая фасоль.

Витамин D

Витамин D является жирорастворимым, принимает участие в формировании костной и зубной ткани.

Дефицит витамина D может приводить к рахиту и проблемам с костями.

Хорошие источники: ультрафиолетовые лучи, идущие от солнца или от других источников. Они вызывают синтез витамина D в коже. Также содержится в сливочном масле, жирной рыбе, яйцах, говяжьей печени и грибах.

Витамин E

Витамин E является жирорастворимым, участвует в работе желез внутренней секреции.

Суточная норма потребления: 12-15 мг

Хорошие источники: фрукты киви, миндаль, авокадо, яйца, молоко, орехи, листовые зелёные овощи, сырые растительные масла, цельнозерновые продукты и зародыши зерна пшеницы.

Витамин K

Витамин K является жирорастворимым.

Дефицит витамина K может вызывать кровоточащий диатез, повышенную восприимчивость к появлению кровотечений.

Хорошие источники: листовые зелёные овощи, авокадо, фрукты киви. Большое количество витамина K содержится в петрушке.

Сегодня вы узнали об основных группах витаминов, об остальных вы можете найти информацию самостоятельно.

Главное, что нужно запомнить: питание должно быть разнообразным и содержать много свежих овощей, фруктов, зелени, — это особенно важно для развития и роста организма подростка.

В процессе кулинарной обработки продуктов наблюдается некоторая потеря и разрушение витаминов.

Для снижения потерь необходимо строго соблюдать условия хранения и правила механической и тепловой кулинарной обработки продуктов.

Все эти правила можно свести к такому перечню:

1. овощи нужно хранить в темном прохладном месте при температуре 1..3 градусаС, а квашеную капусту под слоем рассола.

2. мыть овощи можно не более 10-15 нинут, иначе водорастворимые витамины могут перейти в воду.

3.Железо разрушает витамин С, поэтому нельзя использовать посуду из этого металла.

4.Овощи при варе рекомендуется закладывать в кипящую подсоленную воду.

5. Овощи предназначенные для салат лучше варить в кожице

6. Отвары из овощей лучше использовать для варки супов или соусов, так как в них при варке переходит много витаминов.

7. Нарезанные лук, морковь, предназначенные для первых блюд, прогревают с жиром, при этом сохраняется витамин С.

Для витаминизации пищи первые и вторые блюда при подаче посыпают зеленью петрушки, укропа, кинзы.

Для лучшего усвоения жирорастворимых витаминов А, К салаты из моркови, шпината, капусты заправляют растительным маслом или сметаной.

Сделаем важный вывод: для жизни и развития человеку вместе с продуктами питания нужно получать достаточное количество витаминов, регулирующих обмен веществ и участвующих во всех жизненно важных процессах в организме человека.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как принято обозначать витамины?

Выберите один верный ответ.

Варианты ответа:

1. Строчными буквами греческого алфавита

2. Прописными буквами греческого алфавита

3. Прописными буквами латинского алфавита

4. Прописными буквами арабского алфавита

Правильный вариант ответа:

3 — Прописными буквами латинского алфавита

Пояснение: Прописными буквами латинского алфавита принято обозначать витамины А,В, С, D и т.д.

Задание 2. Выделите цветом верные утверждения.

Варианты ответа:

А) Витамины – необходимые для организма человека питательные вещества.

Б) Витамины – участвуют в обмене веществ.

В) Все витамины вырабатываются в организме человека.

Г) Витамин С не вырабатывается в организме человека

Правильный вариант ответа: Б, Г

Пояснение: Витамины не относятся к питательным веществам, так как их содержание в продуктах питания чрезвычайно мало; не все витамины вырабатываются в организме человека, и не все вырабатываются в достаточном количестве, поэтому они должны поступать с пищей.

Источник