Конспект про витамины по биологии

Конспект про витамины по биологии thumbnail

Витамины — биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.

Витамины необходимы организму в очень малых количествах, однако при их недостатке быстро развиваются гиповитаминозы, а при нехватке — авитаминозы, которые даже могут привести к смертельному исходу.

Входя в состав ферментов, витамины усиливают действие других биологически активных веществ, повышают иммунитет и сопротивляемость организма к болезням, стимулируют рост и регенерацию тканей и т. д.

Витамины обозначают латинскими буквами и делят на (2) группы: водорастворимые и жирорастворимые.

  • Водорастворимые витамины (B1, B2, B5, B6, B9, B12, PP, C) поступают в организм человека в виде водных растворов.
  • Жирорастворимые витамины (A, D, E, K) растворяются в жирах пищи и всасываются вместе с ними.

Водорастворимые витамины

 C (аскорбиновая кислота) — участвует в окислительно-восстановительных процессах, повышает устойчивость к инфекциям. При гиповитаминозе развивается болезнь дёсен — цинга, поражаются стенки кровеносных сосудов (кровоточат дёсны, зубы расшатываются и выпадают). Если не возместить недостаток этого витамина, то человек может погибнуть. Витамин C содержится в овощах и фруктах, но больше всего его в плодах шиповника, чёрной смородине, облепихе и сладком перце.

B1 (тиамин) — участвует в обмене белков, жиров и углеводов, в проведении нервного импульса. Витамин B1 необходим для нормальной работы нервной, эндокринной и иммунной систем. Гиповитаминоз вызывает заболевание полиневрит. Сначала возникает бессонница, повышенная раздражительность, беспокойство, головные боли. Появляются слабость и боли в ногах. Наиболее богаты тиамином изделия из муки грубого помола, содержащие отруби, а также бобовые растения: горох, фасоль, соя.

B2 (рибофлавин) — участвует в клеточном дыхании. Гиповитаминоз вызывает поражение слизистой оболочки уголков рта, у человека плохо заживают повреждения кожи, слезятся глаза, развивается светобоязнь. Главными источниками витамина B2 являются молоко и молочные продукты, яйца, печень, мясо, рыба, хлеб, гречневая крупа.

B6 — участвует в обмене веществ, при гиповитаминозе возникают заболевания кожи, судороги, анемия.

B12 — участвует в белковом обмене. При гиповитаминозе возникает анемия.

PP (никотиновая кислота) — обеспечивает в организме нормальную интенсивность энергетического обмена, участвует в клеточном дыхании, работе пищеварительной системы.
При недостатке никотиновой кислоты развивается пеллагра — тяжёлое заболевание, связанное с поражением центральной нервной системы, желудочно-кишечного тракта и кожи. Источниками витамина PP служат крупы, хлеб грубого помола, бобовые, мясо и внутренние органы животных (печень, почки, сердце), рыба и некоторые овощи. Очень высоко содержание никотиновой кислоты в дрожжах, сушёных грибах.

A (ретинол)  — обеспечивает нормальный рост организма, формирование скелета, размножение клеток кожных покровов, а также необходим для нормального зрения. Этот витамин поступает в организм только с продуктами животного происхождения. Он содержится в печени рыб и других животных, яйцах, масле, сметане. В растениях присутствует растительный пигмент бета-каротин, из которого витамин A медленно образуется в самом организме человека. При гиповитаминозе наступает куриная слепота (снижение способности различать цвета в полумраке).

D (кальциферол) — регулирует обмен кальция и фосфора и необходим для нормального образования костной ткани. Он повышает всасывание этих минеральных веществ в тонком кишечнике и способствует их отложению в костях. При гиповитаминозе развивается заболевание — рахит. Витамином D богаты в основном продукты животного происхождения: печень рыб, молочные продукты, яйца. Также витамин D вырабатывается в коже человека под действием ультрафиолетового излучения (при загаре).

E — не даёт свободным радикалам кислорода разрушать клеточные мембраны. При гиповитаминозе ослабляется половая функция, развивается дистрофия скелетных мышц. Источником этого витамина являются растительные масла, особенно нерафинированные. Витамин Е содержится также в печени, яйцах, хлебобулочных изделиях, гречке, бобовых.

K — (филлохинон) участвует в образовании протромбина, без которого невозможно свёртывание крови. При гиповитаминозе снижается свертываемость крови. Витамин К содержат многие продукты: цветная капуста, салат, кабачки, говяжья печень. Кроме того, этот витамин вырабатывается бактериями, живущими в толстом кишечнике.

Сохранение витаминов в пище

Каждый человек должен ежедневно получать с пищей все необходимые витамины, если их не хватает в пище, можно принимать препараты витаминов по рекомендации врача.

Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности её хранения.

Наименее устойчивы витамины A, B1 и B2.

Установлено, что витамин A разрушается во время варки и сушки продуктов, его содержащих (например, в варёной моркови его вдвое меньше, чем в сырой). Термическая обработка также значительно снижает содержание в пище витаминов группы B (мясо после варки теряет от (15) до (60) % витаминов группы B, а растительные продукты — около (1/5)).

При нагревании, и даже при соприкосновении с воздухом, легко разрушается витамин C, поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Чтобы сохранить больше витаминов в овощах, их лучше опускать сразу в кипящую воду, варить недолго в закрытой посуде и есть сразу же после приготовления.

Источники:

Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.

Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.

Источник

Конспект урока по биологии в 8 классе.

Тема урока: «Витамины».

Цель урока: Расширить представление учащихся о своем организме.

Задачи урока:

  1. Образовательная: Выяснить природу витаминов, их биологическую роль в организме человека. Способы профилактики авитаминозов, сохранения витаминов в продуктах.

  2. Развивающая: Расширить представления учащихся о процессах, происходящих в организме человека, роли витаминов в сохранении здоровья. Развитие монологической речи учащихся, способности решать проблемные ситуации.

  3. Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

  4. Коррекционная: Развивать умение самостоятельно работать с учебником и предъявляемыми пособиями, слушать мнение своих одноклассников, приходить к согласию при решении проблемных вопросов.

Методы:

  1. Словесный: Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа, чтение текстов слайдов и учебника, работа с таблицами.

  2. Наглядный: Работа со слайдами на интерактивной доске, работа с муляжами фруктов и овощей, картинками, опорным плакатом.

  3. Частично-поисковый: Нахождение ответов на предлагаемые проблемные ситуации, работа по заполнению плаката.

Оборудование:

Презентация на интерактивной доске, натуральные объекты овощей , фруктов ,семян; картинки овощей, фруктов и пищевых продуктов, таблички на парты команд (Витамины А, В,С, D), , плакат с изображением человека, знаки витаминов разным цветом для каждой команды, магнитофон, CD- диск с мелодиями.

Форма проведения урока:

Игровая, групповая, индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА.

Актуализация знаний.

1.Назовите питательные вещества, необходимые человеку. (Белки, жиры, углеводы).

2.Какова суточная потребность в белках, жирах и углеводах у людей, не связанных с физическим трудом? (Белки 109 г, жиры-104г, углеводы-433г.).

3. В чем сущность обмена веществ?

4.Какие вещества расщепляют белки, жиры и углеводы?

4. Как называются вещества, ускоряющие процесс обмена веществ?

5. Какие вещества, кроме белков, жиров и углеводов нужны нашему организму? (Минеральные соли, вода, витамины?).

6. Что вы уже знаете о витаминах? (После ответов учащихся предлагаю упорядочить и расширить свои знания о витаминах и роли, которую они играют в организме человека ).

Изучение нового материала.

Объявление темы урока.

Учитель: Вот как сказал бы о витаминах ребенок детсадовского возраста. Стихи С. Лосевой.

Что такое витамины?. Для чего проникли в лук,

В молоко и мандарины, в черный хлеб, в морковь, урюк?

Рассмотрю-ка их в окрошке через дедовы очки.

Кто они? Соринки? Мошки? Человечки? Паучки?

Может в перце и петрушке, незаметные на взгляд,

Очень маленькие пушки по бактериям палят?

Если так, то витамины мне нужны наверняка.

Съем на полдник апельсины, на ночь выпью молока.

А как вы понимаете, что такое витамины? Предположения учащихся).

Вы уже ученики 8 класса и о витаминах знаете, побольше, чем малыш из детского сада, а расширить свои знания о них вам поможет урок, который состоится сейчас. Какие же задачи необходимо для этого решить?

Совместно с учащимися формулируются задачи урока:

-Понять, что такое витамины?

-Узнать, где находятся витамины?

-Понять, какое значение имеют витамины для организма человека и почему?

-Узнать, как сохранить витамины?

3.Вопрос учащимся? Как вы считаете, давно ли человек знает о витаминах? Кто впервые открыл витамины? ( После предположения команд , учитель рассказывает об истории открытия витаминов.

4.Рассказ учителя об истории открытия витаминов.

До конца ХIХ века человечество не знало, что некоторые тяжелые болезни возникают из-за отсутствия в пище свежих овощей и фруктов. В 1881 году русский врач Н.И.Лунин производил опыты с двумя группами мышей. Одной группе он давал цельное молоко, а другой искусственную смесь , куда входили вещества, содержащиеся в цельном молоке. Мыши, питавшиеся цельным молоком, были здоровы, а мыши, питавшиеся искусственной смесью, погибли.

Что предположил Н.И.Лунин? (Учащиеся высказывают версии).

Лунин предположил, что в пище есть незаменимые вещества, необходимые для поддержания жизни.

Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был , в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.

В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей. Функ назвал его «витамин». (Вита-жизнь, амин- азот).

Задание командам: Найдите в учебнике ответ на вопрос, что же такое витамины? (После ответов учащихся на слайде демонстрируется определение).

Витамины это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ.

Объяснение учителя:

Витамины образуют Ферменты (органические вещества ) (катализаторы обмена веществ)

Не образуются в наших Образуются в наших

клетках. клетках.

Расщепляют белки, жиры,

углеводы.

Вопрос командам. Где могут содержаться витамины, необходимые нашему организму? ( Беседа с учащимися о нахождении витаминов в продуктах питания растительного и животного происхождения, о

водорастворимых витаминах ( витамины группы В и РР) и витаминах, растворимых в жирах (витамины А, D, Е, К).

Сообщения учащихся о витаминах А, В, С, Д. (Иллюстрация на интерактивной доске, демонстрация натуральных объектов).

Дополнение учителя о витаминах К, РР, Е.

Загадки командам.

О каком витамине идет речь?.

Этот витамин едим со щами и с плодами, овощами,

Он в капусте и шпинате, он в шиповнике, томате.

Поищите на земле: он в салате, щавеле.

Лук, чеснок, редиска, брюква. И укроп, петрушка, клюква.

И лимон, и апельсин. В них во всех его едим. (Витамин С).

Рыбий жир всегда полезный, хоть противный, надо пить.

Витамин там есть: поможет от рахита защитить. (Витамин D).

Свекла, яблоко, картофель, репа, тыква, помидор.

Витамин они имеют и отдать его сумеют.

Он в наружной части злаков, хоть он там неодинаков.

Очень важно, спозаранку съесть за завтраком овсянку. (Витамин В).

Где нам витамин найти, чтобы видеть и расти?

В моркови, печени, желтке он есть.

Вобщем, все не перечесть. (Витамин А).

Задание командам: Поход в магазин. Набрать как можно больше овощей, фруктов и пищевых продуктов, содержащих витамин вашей команды. (Учащиеся на столах в классе ищут овощи, фрукты, пищевые продукты, картинки с изображением объектов, в которых может содержаться витамин, за который отвечает команда (время1 минута). Результаты обсуждаются, оценивается правильность выполненного задания.

Вопрос командам. Можете ли вы объяснить термины: Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз? (Обсуждение, работа с учебником, запись в тетрадях).

Авитаминоз – отсутствие витаминов.

Гипервитаминоз –избыток витаминов.

Гиповитаминоз – недостаток витаминов.

Работа с таблицей №4 (нормы потребления витаминов, последствия гиповитаминоза и гипервитаминоза).

Задание командам. Используя таблицу 4 учебника, стр. помогите решить проблему.

Группе А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, кровь животных).

Группе С. Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).

Группе В. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся, а волосы стали ломкие и секутся. Что бы вы ответили своей знакомой? ( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

Группе D. Ваш знакомый жалуется, что постоянно болит голова, язвочки на слизистой рта, немеют руки и ноги. Что бы вы предположили? Гипервитаминоз витамина А, необходимо обратиться к врачу).

Всем группам. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).

Рассказ учителя о сохранении витаминов. Каждый учащийся получает памятку). ( Приложение).

Задание командам: На фигуру человека закрепить значок витамина вашей команды. Причем, на тот орган или систему органов, на который данный витамин влияет( на задание 2 минуты). (Вывешивается плакат с изображением фигуры человека и рисунками отдельных органов на ней, рядом поясняющие надписи: кожа, мышцы, мозг, нервы, орган зрения и так далее. Дети должны прикрепить значки витаминов рядом со словами или органами).

Закрепление материала урока.

Вопросы командам ( « Да» или «Нет»). Блиц-опрос, кто быстрее ответит.

1.Витамины – биологически активные вещества, они способствуют обмену веществ в организме.

2. Люди употребляют витамины в большом количестве, и это правильно.

3.Недостаток одного витамина не приводит к сбоям в работе нашего организма, не может вызвать тяжелую болезнь.

4.В организме человека витамины не образуются или образуются в очень небольших количествах.

5.Основным источником витаминов являются растения.

6.Витамины способствуют образованию ферментов.

7.Овощи для варки нужно класть не в кипящую, а в холодную воду.

8.Витамины разрушаются при контакте с кислородом.

Подведение итогов урока.

Демонстрируется слайд с задачами урока.

Вопрос классу. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пользуясь вопросами слайда, учащиеся формулируют итоги урока.

Витамины – биологически активные вещества, способствующие образованию ферментов в организме человека. Они находятся в растительной, а так же в животной пище. Для нашего организма нужно очень небольшое количество витаминов в сутки. Если витаминов в организме слишком мало — это гиповитаминоз, слишком много –гипервитаминоз, если почти нет- авитаминоз. Такое содержание витаминов может привести к болезни или смерти человека. Нужно знать,

как сохранить витамины в продуктах, чтобы они приносили пользу нашему организму.

Определяется команда- победитель. Выставляются отметки отвечавшим ученикам.

Задание на дом. Прочитать параграф, ответить на вопросы в конце параграфа. Посмотреть дома продукты и ответить на вопрос: »Какие витамины вы получаете с продуктами в вашем доме? Правильно ли вы храните и готовите пищу, чтобы сохранить витамины в продуктах?».

Источник

https://modniyportal.ru/images/stories/vitaminar.jpg

Урок биологии в 8 «б» классе на тему:

«Витамины»

Провела: учитель биологии

и географии

Шеина Е.В.

Тема урока: « Витамины»

Задачи урока:

1. Образовательные.

  • Сформировать представление о витаминах как биологически активных веществах клетки, об их влиянии на обменные процессы;

  • познакомить с понятием “авитаминоз” и его последствиями;

  • сориентировать учащихся на продукты, содержащие наибольшее количество определённых витаминов;

2.Развивающие. Продолжить:

  • развитие навыков самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой;

  • развитие умений применять полученные знания на практике;

  • определять личностную значимость темы для каждого ученика.

3. Воспитательные.

  • Показать значение биологической науки в открытии витаминов;

  • развивать критическое мышление и интеллектуальные способности

учащихся.

  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;

Оборудование: презентация «Витамины», компьютер и мультимедиа для демонстрации презентации и слайдов, витаминные преператы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение работы в печатных тетрадях.

2. Написать на доске, на какие вещества расщепляются в организме белки, углеводы, жиры.

3. Изучение новой темы

Девиз урока:

«Никогда не унывайте
И, с улыбкой на лице,
Вы, ребята, принимайте 
Витамины «А», «В», «С»!»

Учитель. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа заболела обычным тогда заболеванием — цингой. Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами. Корабли причалили ближайшему острову, оставили умирающим запас провианта, ружья и порох на всякий случай. А через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было изумление, когда Колумб и оставшиеся моряки встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров они назвали «Кюрасао», по-португальски это означает «оздоровляющий». Что же спасло моряков от гибели. В то время на этот вопрос никто не мог ответить.

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Это знали все.

В1881г. Русский врач Н. И. Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других — искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н. И. Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась. (Слайд 2)

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н. И.Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни.

1912г.-польский ученый К. Функ выделил из рисовых отрубей активное вещество и назвал его «витамин»(от лат. vita — жизнь и…амин). (слайд 3)

Витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.(слайд 4)

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обратите внимание на схему.

(Слайд 5,6 )

Ферменты- это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике, а витамин D вырабатывается в коже под действием уф-лучей.

Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде и растворимые в жирах. (слайд 7) Водорастворимые витамины — это витамины группы В, С, а жирорастворимые- А,Д,Е.

При длительном недополучении организмом какого- либо витамина возникает заболевание- авитаминоз. Если организм все- таки получает витамин, но не достаточно, то возникающее заболевание называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного передозировкой витаминов. ( слайд 8)

Ребята! Чтобы полученные на уроке знания прочно усвоились вами, в ходе урока предлагаю заполнить таблицу в рабочей тетради. (Слайд 9)

Название витамина

Функции

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза

Источники витамина для организма

Учитель. Сегодня мы познакомимся с азбукой чудесной здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины.

Итак, вашему вниманию предлагается первая страница нашего

журнала «Азбука здоровья».

Страница первая: «Жизненно необходимые»

Выступает группа учащихся, подготовившая небольшие сообщения об основных витаминах

(А, Д, В, С), истории их открытия, функции, признаках гипо –и авитаминозах, заболеваниях, вызванных их недостатком в организме, источниках витаминов для организма.

(слайд10 -22)

Учитель. Страница вторая: «Природные целители».

Из набора различных продуктов учащиеся отбирают продукты, содержащие наибольшее количество витаминов.

Учитель. Следующая страница нашего журнала «Азбука витаминов»- кулинарная.

Страница третья: «Кулинарная».

Учащиеся рассказывают о правилах приготовления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов. (слайд 23)

Нельзя жить на консервах
Без свежих овощей.
А лучше сок лимонный и апельсиновый пей
И зубы будут крепче
И зоркими глаза
Тогда болеть не будет
Никто и никогда.
И не забудь — проблема
У витаминов есть
Их жизнь недолговечна
Они способны разрушаться
Высокая температура
И воздух при хранении
Разрушат витамин
До употребления.

Организуется обсуждение результатов заполнения таблицы.

Учитель.  В настоящее время ученые выделяют около 80 видов витаминов. К витаминам группы В относятся только 8 видов, и есть еще их производные. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии? Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов.

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм — никогда не вызывают токсемии — отравления.

Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.

Помимо этого, все витаминные препараты различаются по составу. Препараты первого поколения состоят из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота, витамины А, Е, D. В основном их назначают в лечебных целях. Препараты второго поколения — это поливитаминные комплексы, содержащие еще и микроэлементы, а также определенные минеральные соли, улучшающие усвоение и действие витаминов. Например, для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина D, но и солей магния. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микро-и макроэлементы, но и другие добавки: экстракты лекарственных растений, спирулину, фруктовые соки, а также различные ферменты. Сейчас витамины в основном стараются производить из натуральных продуктов: витамин Е – представляет собой экстракт устриц, витамин С — экстракт шиповника, бета-каротин — экстракт из моркови. Натуральное сырье обеспечивает нас и витаминами, и минеральными веществами – кальцием, калием, железом, фосфором, магнием.

Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма — хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.

Учитель Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?

А вот теперь угадайте что находится у меня в черном ящике. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).

В Британском морском флоте
Служили моряки
Когда-то называли их 
По-странному — “Лими”.
А от чего “лими” они?
От слова же “лимон”
Необходим матросам
На кораблях был он.

Следующая страничка нашего журнала «Пословицы и поговорки о значении витаминов»

  • Обед без овощей – праздник без музыки.

  • Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.

  • Поешь рыбки – будут ноги прытки.

  • Морковь прибавляет кровь.

  • Лук – от семи недуг.

  • Там, где нет мяса – свекла герой.

  • Будь не красен, да здоров.

  • Здоровье дороже золота.

  • Болен — лечись, а здоров — берегись.

  • Где здоровье, там и красота.

Последняя страничка нашего журнала «Знаете ли вы, что…»

  • аллергические реакции могут быть связаны с гиповитаминозом группы В;

  • табачный дым разрушает витамин С;

  • гипотония мышц может быть вызвана недостатком витамина D;

  • ячмени на глазах могут появляться при недостатке витамина А;

  • дефицит витамина Е приводит к появлению морщин;

  • экзема может быть связана с дефицитом витаминов группы В;

  • в мозге больше всего витамина С содержится в гипоталамусе;

  • витамины группы В и витамин Е участвуют в поддержании иммунной системы и поэтому могут замедлять процесс старения.

Учитель. В заключении нашего журнала я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.

4.Домашнее задание: §49. Работа с терминами. Составить кроссворд на тему «Витамины»

Г. Шестакова

Чтоб сильным быть, ловким, 
здоровым, веселым
Не стоит есть чипсы 
и пить Кока-Колу.
Съешь яблоко, сливы, 
лимон, апельсины —
Во фруктах и в ягодах 
есть витамины.
Нам справиться с насморком, 
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы, 
а те витамины,
Что в ягодах, фруктах 
живут, в овощах,
В сырАх, творогАх, 
в молоке и борщах…
Всем нравится сочную, 
спелую грушу,
Клубнику, чернику, 
смородину кушать…
В различных продуктах — 
от рыб до малины,
Для жизни важнейшие 
есть витамины.
Зовутся они: К; Е; Д; А; В; С,
Содержатся — в зелени, 
в злаках, в яйце…
Так важно — Что пьем мы 
и что мы едим.
Нам солнечный свет 
также необходим.
Чтоб были хорошими 
зубы и зренье,
Чтоб волосы, кожа 
была — загляденье,
Должна быть еда наша 
разнообразной.
По цвету — зеленой, 
и желтой, и красной…
От горького лука — 
до сладкой малины…
И с пищей получим 
мы все витамины
Их только безмерно 
нельзя увеличивать.
Поэтому надо себя 
ограничивать:
Коль съешь не один апельсин — 
двадцать пять,
Возможно придется
врача вызывать.

Источник